ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестклимат

Акселератор по-ирландски: «Добро пожаловать в ад»

«Дайте человеку рыбу и он будет сыт один день, дайте ему удочку и он прокормит себя всегда». Этот принцип работает во многом, особенно актуален он в сфере инвестиций — качественный акселератор открывает возможности и позволяет стартапу стать самостоятельным и жизнеспособным. Весной этого года мне и моей команде посчастливилось быть выбранными в числе 15 компаний из более чем двухсот претендентов на участие в биотехнологическом акселераторе RebelBio, проводившемся в течение четырех месяцев в ирландском городе Корк. 

«Продайте это уже сегодня»

Этот акселератор является детищем известного инвестора и филантропа Билла Лиао и реализуется компанией SOSV. Поэтому, в отличие от многих акселераторов, организованных другими крупными игроками рынка, здесь четко прослеживается авторский подход, весь процесс наделен чертами своего создателя, что и хорошо, и плохо одновременно — вам необходимо не просто супербыстро развивать бизнес в условиях ограниченных ресурсов, но и совпасть с личной философией «главнокомандующего». При этом RebelBio — часть большой международной цепочки, которая проводит подобные программы в Китае, Индии, США и обеспечивает себя рынками биофарма, фуднет и технет. Именно такое разнообразие позволяет SOSV быть одним из сильнейших венчурных инвесторов. Участие в таком акселераторе обозначает автоматическое попадание в семью группы компаний, для этого существует сообщество генеральных директоров SOSV, открывающее двери к большим возможностям. Вообще, хороший акселератор, по моему представлению, — золотой ключик, открывающий все двери — к качественной профессиональной поддержке по вопросам развития бизнеса, к потенциальным инвесторам и проверенным профессионалам в различных областях, абсолютному «must have» для любого стартапа, стремящегося к быстрому и качественному переходу на новый уровень.

Надо отметить, в RebelBio принимали участие компании, которые уже вышли на рынок или были абсолютно готовы к продажам. В отличие от американского подхода — «сначала развивайся, а потом уже продавай», — европейский инвестор реализует практику быстрых продаж: «продайте это уже сегодня», и тогда стоимость вашей компании сразу возрастет.

Несколько слов о контексте, ведь название акселератора весьма экзотично: «rebel» в переводе с английского — повстанец, мятежник. В этом, как мне кажется, кроется успех концепта акселератора: создавая, по сути, философию собственного бренда, они четко поставили входной фильтр, приглашая к участию компании, которые готовы «навести шороху» на сложившемся рынке, установить новые порядки; им интересны не просто свежие идеи, а идеи, способные изменить рынок биофармы. Своим названием акселератор анонсирует — «мы ждем тех, кто готов производить революцию на рынке биотехнологий, а на меньшее не согласны». Поэтому сюда приходит много молодежи, предлагающей действительно инновационные продукты, способные поменять картину мира на рынке фармы и биотехнологий.

Меняйся на ходу

У молодости есть и оборотная сторона — многие участники акселератора просто не обладают достаточным уровнем энергии, другие — наоборот, оторваны от реальности, поэтому организаторы постоянно активизируют одних по принципу «наращивай энергию или уходи», либо снимают с участников «розовые очки» и сталкивают с реальностью, заставляя менять правила игры прямо на ходу. Здесь сразу бы хотелось сделать заметку для читателя — участника или организатора стартапа: не бойтесь меняться и менять стратегии по ходу движения, не отказывайтесь от новых продуктов, изменения технологий и не бойтесь пересматривать собственный подход к управлению компаний. Качественный инвестор в большинстве случаев прекрасно знает, что нужно рынку, и заинтересован в вашем росте, поэтому будет направлять или корректировать представленную вами бизнес-модель.

Среди участников акселератора — международные компании с совершенно разным профилем: в десятки раз снижающие стоимость лекарств для химиотерапии, разработка приборов, предоставляющих возможность выявить ЗППП в домашних условиях, производство кремов для солнца, наносящихся на ночь и позволяющих весь последующий день получать витамин D и защищаться от солнечных лучей, технология, решающая проблему моментального выявления ядовитых устриц, и многие другие. Главный принцип отбора участников — они должны обладать энергией свершений и желанием преобразовать индустрию. Билл Лиао, создатель акселератора, сам являясь филантропом и реализатором многих благотворительных программ (от высадки лесов до кормления людей в неблагополучных точках мира и организации детских кружков по программированию), явно не занимается благотворительностью в сфере бизнеса — с участников, а особенно генеральных директоров компаний, он «драл в три шкуры». Недаром первым его лозунгом стал «добро пожаловать в ад».

7 на 24

На деле сам ад заключался в недостаточной психологической готовности многих участников, а также в абсолютном отсутствии какого-либо психологического сопровождения программы. А там, где появляются люди и деньги, как известно, появляются проблемы. Готовы работать в режиме 24 на 7, слушать всю горькую правду прямо в глаза и молниеносно реагировать на потребность в изменениях — отлично, тогда вы и сами не заметите, как окажетесь в субботу в пространстве уютного коворкинга вместе с «великим Биллом», поедающим целую коробку разноцветных пончиков и слушающими его впечатляющие рассказы в диапазоне от «как я ездил к русским олигархам» до того, как быстро найти подход к любому клиенту, а после сможете посмотреть фотографии только что вылупившихся цыплят с мини-ранчо родителей Билла — вот так разнообразны интересы миллиардера. Не готовы работать в таком режиме и соблюдать правила игры — возвращайте вложенные в вас деньги и готовьтесь к тому, что большинство дверей в большой бизнес для вас будут закрыты навсегда.

Надо отдать должное, в нашем случае все команды дошли до финала, но в спокойном состоянии остались только самые стойкие. Проблемы во взаимодействии в команде, дележ долей, тяжелейшая нагрузка сильно пошатнули психологическое здоровье многим. Все остальное для меня как человека, который стал заниматься созданием собственных бизнесов в России с 16 лет, представляло абсолютный рай. Еще раз вернусь к понятию «золотых ключей» — именно их и раздавали каждый день без каких-либо ограничений. Бери столько, сколько унесешь, — бесконечные приглашения на различные специализированные мероприятия, поддержка от практиков, включая мастер-классы и менторство, доступ к лабораториям и коллаборация с университетом, мощнейший нетворкинг и активный пиар. По сути дела — полученная VIP-карта, дающая тебе доступ на новый уровень. Но за каждую VIP-карту нужно платить: и в переносном смысле — вкладывая свои компетенции, время, упорство, и в прямом — отдавая акселератору долю в бизнесе. Правило только одно: как сказал Билл, «you confuse me — you loose me». Буквально — если ты меня собьешь с толку/обманешь, ты меня потеряешь. Будь честен с инвестором — и деньги к тебе потянутся, если перефразировать известное выражение.

Автор: Алина Валенсия, совладелец компании «Galactica Biotech»

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья