ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Технологии

Российский ИТ-рынок ждет смена парадигмы

Андрей Конусов

Андрей Конусов

Генеральный директор компании «Аванпост»

Так уж повелось, что каждый год развития отечественного ИТ- и ИБ-рынка глубоко отличается от всех предыдущих. Думать об этом интересно и полезно. Ведь чем раньше участник рынка замечает и осмысливает эти изменения и связанные с ними новые возможности, тем быстрее он может учесть их в своих планах развития. И начать движение к ним уже в первом полугодии или даже в первом квартале наступившего года, а не двигаться по инерции. Практически завершившийся 2019 год определенно подтверждает это.

Российский ИТ-рынок ждет смена парадигмы
Фото: depositphotos.com

Подводим итоги

Что же было самым важным и интересным в уходящем году? На мой взгляд, первое и самое главное изменение для всего отечественного рынка — это переход ряда крупных российских организаций-заказчиков к самостоятельному конструированию качественно нового состояния своих информационных систем (ИС), в которое последние должны перейти в результате цифровой трансформации организаций. Десятилетиями ИС крупных организаций менялись эволюционно: год за годом заказчики с помощью интеграторов что-то достраивали и внедряли то тут, то там, а источником новых идей, концепций развития и поставщиком системообразующих программных продуктов были западные вендоры. Сама же информационная система в большей степени являла собой зафиксированную историю конкретных внедрений, чем реализацию выработанных и продуманных самим заказчиком целей развития и информационной архитектуры ИС, которая действительно была бы оптимально приспособлена именно к его стратегии развития. На это накладывался всем известный «зоопарк» технических решений и другие последствия «лоскутной информатизации». Это так глубоко въелось в сознание участников рынка, что казалось безальтернативным вариантом его развития.

И вот теперь ситуация кардинально изменилась. Многие крупные компании-заказчики самостоятельно дозрели до понимания необходимости цифровизировать системы менеджмента и технологии принятия решений, производственные процессы и оборудование, а также контролируемую ими техническую инфраструктуру. Естественно, они позитивно восприняли политику цифровизации, которая не только подтолкнула их к запуску конкретных проектов и привела к выделению значительных ресурсов, но и сделала этот процесс общим для многих организаций. Одни организации видят в этом новые возможности (например, применение аутсорсинга и участие в партнерских, отраслевых, региональных и проектных кластерах), а для любителей подождать вполне реальной становится перспектива оказаться в отстающих, не сумев угнаться за вызовами современного мира. Это понимание наложилось на осознание долгосрочного характера санкционных рисков (прямых или косвенных) и на убедительный пример целых отраслей, где санкции открыли такие возможности развития, которых попросту не было при существовавшем до этого международном разделении труда.

В итоге в 2019 году многие крупные компании подготовили комплексные концепции собственной цифровой трансформации, опирающиеся на широкое применение уже привычных и новых технологий управления (риск-менеджмент, проектное и процессное управление, менеджмент на основе данных, GRC), глубокой автоматизации (непрерывное улучшение и роботизация процессов и управленческой деятельности), а также ряда новых информационных технологий (например, «больших данных», IIOT и телеметрии, машинного обучения, «слабого ИИ» и др.). И все это — не по кальке с презентаций западных вендоров, а исходя из понимания своей отрасли, целей и возможностей своего предприятия, а также беспрецедентного внимания и возросшего доверия к импортонезависимому ПО, готовности применять его — по крайней мере, на критически важных участках.

На какие решения растет спрос

На концепции («Четвёртая промышленная революция», «бережливое производство» и т.п. ), которые не адаптированы к российским реалиям. При этом требование сконструировать новое состояние своей информационной системы не на основе видения, сформированного тем или иным западным вендором, привело к более глубокому осмыслению организациями-заказчиками потенциала не только новых, но и вполне зрелых информационных технологий. Например, ранее технологии IDM/IGA по инерции воспринимались ими как что-то, имеющее отношение к внутренней кухне ИБ-подразделений. И вот теперь, работая над собственным видением целей и дорожных карт цифровой трансформации, многие организации осознали, что возможности этого мощнейшего средства автоматизации и его влияние на уровень информационной безопасности и способности предприятия своевременно адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного рынка (включая действия регуляторов, нормативную базу, конкурентную среду, технологический ландшафт и даже геополитические факторы) гораздо шире. Результатом этого понимания стало возникновение в 2019 году пяти новых источников спроса на решения IDM/IGA, которые уже в следующем году станут новыми каналами продвижения этих решений.

Происходит смена парадигмы — впервые за все время существования рынка IDM. Сходные, хотя и не столь масштабные, изменения происходят и в отношении крупных российских организаций к двум другим строительным блокам решений для комплексного управления доступом. Я имею в виду системы однократной аутентификации с применением интернет-протоколов (Web SSO) и системы для создания инфраструктуры открытых ключей и работы с ключевыми носителями (PKI). Кроме того, как и в случае с IDM, заказчики не только увидели новые возможности применения этих систем (пример: федеративная аутентификация в SaaS-приложениях, которые предоставляют друг другу участники партнерского кластера), но и удостоверились, что российские программные продукты на равных конкурируют с лучшими западными разработками, а во многих важных для нашего рынка аспектах и превосходят их. Например, в поддержке режима on premise, который наши заказчики устойчиво предпочитают облачным решениям. Впервые за всё время существования российские рынки IDM, PKI и SSO/Web SSO освободились от западного влияния, а вектор их развития теперь задают ведущие российские разработчики соответствующего ПО.

Сегодня есть все основания полагать, что многие крупные российские организации приступят к реализации выработанных концепций и дорожных карт уже в 2020 году. И это станет началом долгосрочной тенденции, которая обеспечит рост не только сегментов, о которых я говорил выше, но и многих других. Например, рынка отечественных систем управления организациями (на базе ERP или i-ERP, а во многих случаях — электронного документооборота), созданных на основе отечественных технологических платформ. Это — важнейший вектор развития отечественного ИТ- и ИБ-рынка. Но было бы неправильно связывать перспективы развития только с этим вектором. Ведь в 2019 году компании-заказчики не только писали концепции и вырабатывали видение будущего, но и выполняли множество реальных проектов, которые привели к росту ИБ-рынка (примерно на 15%). В следующем же году можно ожидать увеличения этого показателя до 20%, при этом в наших планах — вновь расти быстрее рынка, на уровне 25–30%.

Однако сегодня, пожалуй, наиболее интересны не столько усредненные количественные показатели, сколько глубинные структурные изменения, происходящие в устоявшихся сегментах рынка. А для этого надо к ним присмотреться. Приведу пример. Во втором полугодии 2018 года на российском рынке впервые возник устойчивый спрос на функции из арсенала систем класса IGA. К этому моменту наше IDM-решение уже поддерживало их, так как, предвидя эту тенденцию, компания полностью переработала архитектуру этого программного продукта, приспособив ее для реализации полного спектра функций IGA по мере появления спроса на них. Некоторые такие функции (например, предотвращение выдачи несовместимых полномочий, то есть устранение SoD-конфликтов) сразу стали чрезвычайно востребованными. Гораздо труднее было выработать адекватное техническое решение, помогающее не только вовлечь бизнес-подразделения в процессы управления доступом, но и сделать их ответственными за значительную часть принимаемых решений. Сегодня у нас такое решение есть. В нем задействованы новые инструменты: многоуровневые иерархические ролевые модели (теперь роли понятны бизнесу и не меняются при изменениях на уровне ИТ); механизм управления доступом к различным информационным объектам, созданным самими пользователями (типичные примеры: описание структуры проекта или информационный портал рабочей группы); процессы, позволяющие избегать, выявлять и устранять различные варианты превышения полномочий и ненужные полномочия. Особо отмечу, что это решение несколько опережает потребности большинства сегодняшних заказчиков и соответствует нуждам организаций с наиболее зрелым отношением к управлению доступом. Но оно позволяет любой организации внедрить совершенно новые практики управления доступом, которые значительно повышают его точность, и «срезать углы», сразу внедрив перспективное решение, которое не станет ограничением при росте потребностей или масштабировании организации.

Заглянули за горизонт

Этот пример иллюстрирует важнейшую тенденцию 2019–2020 года. Ведущие российские разработчики ПО и поставщики ИТ-услуг, лидирующие в своих категориях, научились заглядывать вперед, заблаговременно разрабатывая такие решения, к которым рынок только подходит. Это гораздо труднее, чем реагировать на уже сформировавшийся спрос или воспроизводить функции, имеющиеся у конкурентов. Здесь разработчику нужно опираться на глубокое понимание логики развития рынков и всей совокупности взаимодействующих трендов. И при этом оставаться совершенно реалистичным, поддерживать теснейшую связь со своими клиентами: слушать их, обобщать, вырабатывать механизмы, позволяющие разом убить несколько зайцев… Такие разработчики фактически выходят на новый уровень развития, становясь вендорами в сфере ИТ и ИБ.

Таким образом, и передовые отечественные заказчики, и ведущие российские компании-разработчики практически одновременно поднялись на более высокую ступень, связанную с выработкой собственного видения будущего и с выбором своего пути в применении или создании передовых ИТ-продуктов. Несомненно, на этом пути будут ошибки, которые надо будет учиться исправлять. Это болезненно, но в этом нет ничего страшного. Главное — появление на российском рынке критической массы заказчиков и ИТ-компаний, которые решились выйти на этот уровень и оставаться на нём. На мой взгляд, этот скачок является столь же необходимым условием успешной цифровой трансформации отдельных организаций и экономики в целом, как и идущая сверху политика цифровизации и её ресурсное обеспечение.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья