ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии

Искусственный интеллект берет на себя закупки

Бизнес жалуется, что у него слишком много работы и слишком мало ресурсов — искусственный интеллект высвобождает время и бюджеты для работы над стратегическими целями. Какие возможности дает использование блокчейна и искусственного интеллекта, особенно в сфере закупок и логистики, «Инвест-Форсайта» узнал у Шивани Говил, вице-президента SAP Ariba — американской IT-компании, специализирующейся на b2b-облачных решениях.

Павел Лисицын / РИА Новости

— Шивани, как вы считаете, насколько действительно значима происходящая сегодня благодаря развитию цифровых инструментов трансформация?

— Мы в эпицентре цифровой революции, которая имеет значение для всех бизнес-отраслей. Вместе со стремительным развитием технологий происходит трансформация бизнес-процессов, моделей, рабочего порядка. Подъем инноваций, которому мы свидетели, потрясающий. Но прежде чем внедрять нечто новое, нужно просчитать ценность этого инструмента для бизнеса, посмотреть на него с точки зрения конечных пользователей и практического применения.

— Блокчейн выглядит самым интересным инструментом с точки зрения закупок — большое количество данных, участников поставок…

— Вокруг блокчейна пока много шума и мало объективной информации. Если вы спросите пятерых экспертов о том, что такое блокчейн, то получите пять разных ответов. Однако следует учитывать, что эта технология позволяет легче и быстрее связывать множество сторон в сделках, в том числе компании, находящиеся в разных странах, проследить историю взаимоотношений бизнес-партнеров, хранить большое количество данных. Блокчейн действительно кажется лучшим решением для закупок.

Позвольте, приведу примеры. У компании есть поставщики, у них, в свою очередь, поставщики поменьше. Блокчейн поможет идентифицировать всю цепочку. В условиях, когда устойчивость бизнеса и его этические характеристики становятся не менее важны, чем финансовые показатели, важно знать всех, с кем ты работаешь. Если требуется открыть кредитную линию партнерам, блокчейн поможет быстро узнать всю кредитную историю компании. Также новая технология позволяет удостовериться в происхождении и качестве товара, узнать, откуда поступило сырье. Wallmart и другие лидеры рынка уже начали активные эксперименты в этой области.

Еще один сценарий использования блокчейна в логистике — отслеживание товара и финансирования на каждом шагу. Возможный кейс связан со страховыми требованиями. Сегодня для получения страхового возмещения в случае поломки товара приходится доказывать факт покупки у конкретного поставщика. С блокчейном это будет сделать проще.

Блокчейн интересен тем, что он не просто технология — это также экосистема, без которой начинать бизнес-преобразования невозможно.

— В таком случае стоит ждать повсеместного внедрения уже завтра.

— Невозможно назвать конкретное время, которое потребуется на внедрение: оно отличается в разных кейсах. Сейчас мы занимаемся разработкой различных сценариев использования технологии распределенных реестров в закупках; проводим тесты и подсчитываем экономический эффект.

— Искусственный интеллект уже доказал свою эффективность?

— У нас множество кейсов использования искусственного интеллекта, нейросетей и глубокой аналитики в закупочном цикле. Допустим, я покупатель и намереваюсь совершить сделку от лица компании. Здорово же, когда приложение дает мне персональные рекомендации — предлагает наиболее подходящий нашему бизнесу товар на основе истории прошлых транзакций, информации о маркетинге, наших собственных продажах и других фактах.

Что еще важно? Вместо долгого входа в систему с регистрациями и паролями я могу просто поговорить с голосовым помощником: «Привет! Я хочу купить ноутбук с такими-то характеристиками». В ответ я получаю готовое предложение и могу совершить сделку за несколько секунд.

Еще одна новая возможность — покупка «по фотографии». Цифровой помощник способен распознать изображение, узнать информацию о поставщиках и создать заказ в системе закупок.

Сегодня у бизнеса появился инструмент для того, чтобы выстраивать график активностей в закупках в соответствии с внешними изменениями на рынке. Он же дает рекомендации, в какой форме лучше проводить закупку — аукциона или запроса предложения; рекомендации по тому, как долго нужно проводить этот вид закупки, каких и сколько поставщиков лучше пригласить.

Для этого нужно соединить «внутренний» искусственный интеллект — он анализирует, какие группы товаров вы производите или покупаете, на что тратите бюджет компании, и «внешний», который следит за ценами на сырье, биржевыми индексами и прогнозом погоды.

— Прогнозом погоды?

— Представьте, что внезапно случился ураган на западном побережье США или циклон на Тайване — как это форс-мажорное событие затрагивает ваших поставщиков, какие альтернативы есть, чтобы минимизировать потери? ИИ проводит семантический анализ текстов новостей, официальных заявлений и даже социальных сетей, Twitter или Facebook, где очевидцы размещают фото и рассказы от первого лица, отслеживает прогнозы погоды. Одним словом, собирает контент и данные из многих источников и выдает рекомендации в приложении для клиентов.

Искусственный интеллект снижает риски всех участников цепочки поставок. В процессе создания контрактов автоматизированная система аналитики следит за тем, чтобы мы закрыли все проблемные места — с точки зрения безопасности, идентификации поставщиков, их ответственности, регуляторных требований к этому виду товаров в каждой конкретной стране. Это стратегические вопросы — так же, как умная защита от фрода во время выставления инвойсов, а их число может доходить до десятков тысяч в одной компании, и платежей, которую тоже может обеспечить ИИ.

— Звучит впечатляюще. Но при внедрении таких решений компании сталкиваются с трудностями. Каковы, на ваш взгляд, основные сложности?

— Есть несколько моментов, к которым бизнес должен быть готов. Поскольку ИИ оперирует данными, у компании должно быть достаточное количество чистых данных — в противном случае вы никогда не получите впечатляющих результатов от инноваций. Второй важный момент — внутрикорпоративная культура, нацеленность на инновации не ради инноваций, а ради ясных финансовых результатов для бизнеса. Это потребует повышения вовлеченности сотрудников и их адаптации, а также поиска цифровых талантов. В компании приходят люди новой формации, вдохновленные цифрой, — они ждут удобных и умных приложений, которые не требуют длительного обучения. Это уже вопрос к разработчикам.

— Нужны ли в автоматизированной системе люди-специалисты?

— Не думаю, что диджитализация приведет к резкому сокращению штатов. Это инструменты в помощь специалистам. Они помогают людям делать работу лучше. Возможно, автоматизация рутинных операций позволит освободить специалистов для более сложных и создающих большую ценность для бизнеса операций. Например, выстраивание закупочной стратегии или переговоры с потенциальными партнерами.

В целом, если мы посмотрим на бизнес сегодня, все жалуются, что у них слишком много работы и недостаточно ресурсов для ее выполнения — мы можем дать людям немного времени, чтобы заняться стратегическими задачами и достичь лучших финансовых показателей.

Результаты опроса, который SAP проводил совместно с Университетом прикладных наук Вюрцбург-Швайнфюрт, говорят, что только 5% компаний на сегодняшний день «глубоко цифровизированы». Когда можно будет говорить о 50 процентах? Хотела бы я, чтобы у меня был кристальный шар. Еще многое предстоит сделать. Радует, что многие собственники бизнеса и топ-менеджеры задумываются о трансформации, делают первые шаги. Пришло время узнать потребности бизнеса. Это долгое путешествие, в которое сегодня вступили все компании.

Беседовала Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья