ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Это интересно

Арт-галерея в интернете: Секреты бизнеса

Частные художественные галереи сегодня — это динамично развивающийся бизнес, в котором онлайн-технологии уживаются с прекрасным и вечным. То есть с тем, что, собственно, во все времена и является непреложным содержанием искусства. «Инвест-Форсайт» беседует с одним из пионеров использования интернет-технологий в галерейном бизнесе, генеральным директором и сооснователем галереи ART-ICON (Москва) Ольгой Никифоровой.

Виртуализация экспозиций   

— Ольга, галереи с продажами, делающие ставку на онлайн-технологии, — каков, на ваш взгляд, уровень развития направления этого бизнеса (а к нему, насколько я понимаю, и относятся такие галереи, как ART-ICON)?

— Активное развитие онлайн-рынка современного искусства в России началось приблизительно четыре года назад — это очень молодое направление. Мы начали работу в сентябре 2014 года. Сегодня все галереи стремятся выйти в интернет. Так что конкуренция усиливается, и это делает рынок интереснее для клиента: уровень сервиса растет, каталоги становятся больше и разнообразнее.

— Как вы сами оценили бы роль онлайн-галерей на отечественном рынке? И место в нем ART-ICON?

— Будет нескромно, но я считаю, мы на сегодня одна из самых сильных онлайн-галерей на русском рынке: исходя из качества нашей подборки, размера каталога, разнообразия стилей и направлений.

Какая-то сеть или ассоциация таких галерей существует в России? Или пока речь приходится вести о разрозненных участках новой отрасли?

— Большой известной ассоциации нет. В большинстве случаев каждый сам за себя. Но есть положительная динамика в развитии русского арт-рынка. Сейчас виден плавный переход на европейскую модель, когда художник и галерея работают в связке и не конкурируют за покупателя, а, наоборот, помогают развитию друг друга. Например, цены непосредственно у художника и у галереи на одно произведение одинаковые. Покупателю нет смысла обходить галерею и идти напрямую к художнику: за ту же цену, что у художника, от галереи он получает гарантии возврата денег, если произведение не понравится, удобную систему оплаты и доставки. А при долгой истории сотрудничества еще и скидки на работы разных авторов. Художник же сосредотачивается на творчестве, а не на поиске покупателей и организации логистики.

Высокое искусство может приносить доход

— То, что контентом бизнеса таких галерей, как ваша, является высокое искусство — это, с вашей точки зрения, сдерживает рентабельность? Или, напротив, способствует коммерческому успеху?

— Возможно, в чем-то и сдерживает, но это — прицел на будущее. Я и моя команда любим искусство и верим в развитие хорошего вкуса у людей. Безусловно, у нас пропасть по сравнению со странами Европы и Америкой в восприятии предметов искусства. 70 лет в нашей стране произведения были не для людей, а для музеев. В большинстве домов висели репродукции. Естественно, это не могло пройти бесследно: сейчас мы видим сотни сайтов, продающих модульные картины, штампованные тосканские пейзажи и берёзки в золотых рамах. Но я верю, что мы все достойны большего. С каждым годом «насмотренность» у сограждан растет, эстетические требования к интерьерам и произведениям искусства становятся выше.

Среди задействованных вами онлайн-проектов есть как информационно-ознакомительные, так и коммерческие. Какова доля продаж галереи через интернет? И каковы, в принципе, тенденции развития галерейного бизнеса, связанные с использованием современных технологий?

— Мы — полностью онлайн-галерея, так что почти все продажи у нас идут через интернет. Выставки и лекции являются имиджевой составляющей. Наша задача — дать людям возможность найти работы музейного качества на любой вкус быстро и комфортно, не выходя из дома. Далекому от искусства человеку сложно найти хорошее произведение онлайн из-за огромного количества художественных работ низкого качества — все равно что искать иголку в стоге сена. Команда нашей галереи эту проблему решает. Мы отбираем все работы по следующим параметрам:

  1. Биография художника, его выставочный бэкграунд.
  2. Техническое качество работ. Даже у одного автора есть наиболее сильные, средние и слабые периоды в творчестве. Мы отбираем только те произведения, которые соответствуют нашим понятиям о качестве.
  3. Достаточная плодовитость автора. (Есть ошибочное мнение, что чем меньше у художника работ, тем ценнее они должны быть. На самом деле, это не так. Художник должен быть способен обеспечить спрос на свои работы, иначе галереям невыгодно вкладывать деньги и силы в его продвижение).
  4. Соответствие цены и уровня произведения. Мы не можем допустить в галерею переоценённые работы — это плохо скажется на репутации, которая в нашем деле — всё.

Комбинированные методы

— Съёмка картин для каталога, чтобы они адекватно отображались в электронном виде, согласитесь, немаловажная деталь. Как реализуете этот процесс?

— Фотосъемку работ художники производят сами. Главное, снимать при дневном свете. Слишком большое по разрешению фото нам не нужно, мы ведь не собираемся печатать принты. Основная задача — правильно передать колористику работы. При дневной съемке шанс исказить цветопередачу минимален. И обычно вживую работы выглядят значительно лучше, чем на фото.

— В галерее действует категория кураторов. В чем их значение и функции? Вообще, было бы интересно узнать о структуре галереи в целом.

— У нас потрясающая команда кураторов и арт-директор. Все профессионалы с высшим художественным образованием, влюбленные в свое дело. Задача кураторов — искать и приглашать к сотрудничеству художников, чьи работы соответствуют нашим понятиям о качественном искусстве. Задача арт-директора — выстраивать гармоничную подборку работ, управлять работой кураторов, задавать направление развития галереи. Это — огромная работа, без нее невозможно было бы представить галерею такой, какой она является сейчас. У меня экономическое образование: я являюсь генеральным директором, сооснователем галереи. Всё управление — административное и операционное — лежит на мне, как и решения по продвижению. У меня есть соучредитель — инвестор проекта Иван Сидорок, он же — совладелец НМЖК (Нижегородского масложирового комбината), партнер холдинга Wilmar International Ltd, основатель центра пищевых стартапов Mabius. Он же автор идеи и генеральный промоутер реалити-шоу про фуд-стартапы Meallions. Мне очень повезло, что Иван стал моим партнером. У него огромный опыт в бизнесе и нетривиальное видение всех процессов и механик. Если у меня есть какой-то важный стратегический вопрос, всегда иду к нему.

— Арт-туры — за счет чего, если не секрет, они обеспечиваются? Можете рассказать о каких-то интересных моментах туров в последнее время? И в какие еще города или страны в ближайшее время планируете выехать с коллекциями?

— Туры появились благодаря нашему арт-директору Полине Железниковой и ее проекту L&P tours. Полина прожила в Нью-Йорке больше полугода и досконально изучила местную арт-индустрию. Нам захотелось показать все «сливки» местного арт-рынка в Нью-Йорке и Майами заинтересованным любителям искусства. В ближайшее время думаем расширить географию на Европу, а также сделать обратный поток туров — в Россию. Очень хочется показать всё волшебство мастерских художников, потому что обычно оно скрыто от глаз обывателей. Стоимость тура складывается из проживания, перелета, билетов на мероприятия. Мы помогаем сделать путешествие наименее затратным и максимально насыщенным, так как, зная всё изнутри, знаем, и как провести людей в музеи, на выставки и мероприятия бесплатно.

— Картины на заказ — какие жанры больше всего востребованы в галерее? 

— Картины на заказ — самый сложный сегмент нашей работы. Очень тонкая работа: угодить всем желанием заказчика, ведь образ «в голове» не всегда можно корректно описать. Так что здесь цены будут в разы больше, чем на уже готовые произведения. Иногда просят повтор работы. Но художники не пишут точные копии своих работ, они пишут авторские копии, в которых несколько деталей изменено, или это повтор на тему. То есть работа может быть на похожую тему, в схожей колористике, но другая.

— Несмотря на то, что галерея относится не к гигантам индустрии, а к предприятиям малого бизнеса, предположу, что и у нее есть своя инвестиционная привлекательность. Если бы можно было применить десятибалльную систему оценки, какой балл дали бы? Какими вам видятся перспективы увеличения инвестиций в галерею?

— Вполне оптимистично на это смотрю: прежде всего из-за растущего объема рынка. Все-таки страна у нас огромная, вкус у людей развивается. Есть запросы на произведения из регионов, хотя мы даже не рекламируемся там. Думаю, дальше будет больше. По десятибалльной шкале поставила бы восемь. Мы хотим расти дальше и развивать сферу онлайн-продаж современного искусства в России и за рубежом. Мы за то, чтобы найти партнеров, которые сделают нас еще сильнее — не только за счет денежных инвестиций, но, прежде всего, за счет того, чему мы можем у них научиться.

Основная проблема, с которой я регулярно сталкиваюсь, — отсутствие логистических компаний для небольших по объему доставок интернет-магазинов. Если вы думаете вложиться в красивый бизнес — это про Art-ICON. Если вы хотите работать на себя и не знаете, какая ниша пустует, — создавайте курьерскую для небольших интернет-магазинов. Спрос я вам обеспечу.

— Хотелось бы уточнить внутрироссийскую географию маркетинга — в каких еще городах и регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, вы добились устойчивого спроса на экспонируемое галереей? 

— Действительно, Москва и Петербург — лидеры по спросу на современное искусство. Но у нас периодически заказывают и из других регионов, самые активные — Нижний Новгород, Самара, Казань, Курск. Были заказы из Екатеринбурга и Хабаровска.

— Художники (судя по вашему сайту) демонстрируют немыслимое разнообразие жанровых приемов, стилистических изысков и неподражаемой выдумки. Было бы любопытно узнать: а вам какие жанры изобразительного искусства нравятся? Есть свои любимые художники — именно те, кто продуктивно сотрудничает с галереей?

— Некорректно было бы выделять каких-то авторов как любимчиков. У нас 160 художников в галерее, и каждый — повод для гордости. Мы очень тщательно вели отбор и собрали каталог из более чем 3000 произведений, и за качество всех мы ручаемся. Лично у меня есть виш-лист произведений, состоящий из работ художников Art-ICON. В него всегда входят 5-6 работ. Покупая что-то из него, я тут же добавляю в него новую мечту.

Беседовал Алексей Голяков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья