ENG

Перейти в Дзен
Технологии

Бизнес на траве

Крымская компания полного производственного цикла Floris создает черный и зеленый чай с добавлением цветков, трав и кусочков фруктов, а также тизаны — травяные напитки, многие рецепты которых разработал основатель компании Александр Пуйда. Использует только натуральные ингредиенты. Генеральный директор и сын основателя компании Илья Пуйда рассказал «Инвест-Форсайту» об особенностях напитков, которые производит Floris, их распространенности и продаже.

Бизнес на траве

Судьбоносная поездка

Летом 1976 года студент 4-го курса Крымского медицинского института Александр Пуйда отправился в район Джанкоя и Красноперекопска на заготовку ромашки для чая. Задание студентам дало аптечное управление крымской фармации. От сборщиков требовалось не просто аккуратно собрать цветочное сырье, но и правильно высушить, чтобы оно сохранило все полезные вещества. Так Александр впервые столкнулся со сбором и заготовкой растений для чая и заинтересовался процессом. В следующем году он приехал на производство уже в качестве заготовителя и занимался не только сбором и высушиванием, но и переработкой, участвовал во всем производственном цикле.

Работая над заготовками трав, Александр Пуйда почувствовал большой интерес к производству напитков для фитотерапии. Он взялся изучать технологии фитохимии, собирал травы самостоятельно и к моменту окончания института изобрел более десятка рецептов травяных чаев. Александр выбрал специальность физиолога, в дальнейшем поступил в аспирантуру и занялся изучением влияния травяных сборов на организм.

Через несколько лет он защитил кандидатскую диссертацию, в 1983 г. отправился в научно-исследовательскую экспедицию, в которой изучал влияние экологических факторов в мировом океане на человеческий организм. Во время экспедиции Александр внедрял некоторые свои рецепты чая и наблюдал, как напиток помогает людям адаптироваться к длительному пребыванию в открытом океане.

Создавая рецепты травяных чаев и настоев, Александр Пуйда захотел производить напитки в промышленных масштабах.

Как росло и развивалось царство растений

Компания Floris начала работу в 1998 г. в Крыму с выращивания и переработки растений для пищевой и фармацевтической промышленности. Перерабатывалось более 100 видов трав. С самого начала компания активно сотрудничала с ботаническими садами, предприятиями по выращиванию и переработке трав. Клиентами были чайные фабрики, фитофармацевтические предприятия, производители экстрактов из растительного сырья. Продукция продавалась как во всей Украине, так и в Россию, Беларусь, Казахстан, США, Европу.

Бизнес на травеВ 2009 г. Александр взял на работу в компанию своего сына Илью, который окончил факультет менеджмента Таврического национального университета. Сейчас Илья занимает должность генерального директора.

В 2011 г. Floris начала переходить от изготовления сырья к производству готовой продукции — фасованных смесей и собственно чая. Для этого пришлось сделать капитальный ремонт помещения, получить разрешительные документы, зарегистрировать торговую марку и закупить оборудование для фасовки. В налаживание собственного производства было вложено $20 000 собственных средств. Итогом напряженной работы стала собственная линейка напитков из натуральных компонентов.

Первым собственным продуктом стала смесь «Лесные ягоды», рецепт которой создал сам Александр Пуйда. Первая партия вышла в 2012 г. и была распродана за $1,5 тыс. в течение 2–3 месяцев. Затем было выпущено еще 5 видов смесей. В том же году Floris нашла дистрибьютора по Украине — компанию «Пальмира» — и стала продавать свои товары сетевым магазинам. Среднемесячный оборот достиг $6000.

В 2014 г. в связи с присоединением Крыма к России граница с Украиной закрылась, и торговать стало трудно. Пришлось заново искать поставщиков и точки сбыта, заменять компоненты. В 2015 г. ситуация стала налаживаться: после участия в выставке «Продэкспо» в Москве на компанию обратили внимание российские торговые сети, дистрибьюторы.

С 2015 г. Floris выпускает только готовые продукты и стала компанией полного производственного цикла: от выращивания ингредиентов до продаж. Специализируется на выпуске черного и зеленого чая с добавлением трав и кусочков фруктов и ягод. В первую очередь для изготовления используются крымские травы, цветы и ягоды: ромашка, мята, чабрец и т.д., которые компания выращивает на собственных плантациях. Также Floris закупает экзотические пряности, фрукты и ягоды и комбинирует в напитках. В ассортименте всегда есть чай с каркаде, гибискусом, апельсином и т.д.

Бизнес на траве

Параллельно с чаем Floris начала выпускать тизаны — травяные смеси. От чая они отличаются тем, что основа — не чайный лист, а смесь трав и цветов. Компоненты подобраны так, что завариваются одновременно. Благодаря этому сохраняются все природные вещества и вкус ингредиентов. Floris выпускает преимущественно два вида тизанов: тонизирующие и успокаивающие.

С 2017 года Floris решила начать производить холодные чаи и безалкогольные напитки на основе чая в стеклянной таре. Для этого пришлось закупить пивоваренное оборудование и переделать его, сделать ремонт в цехе. Было вложено 20 млн руб. Производство налаживалось 2 года. В 2019 г. в ассортименте уже более 100 разновидностей чая и других напитков. Как говорит генеральный директор Илья Пуйда:

«Суть бренда Floris — это оригинальные вкусы натуральных адаптогенов».

Все напитки изготавливаются из растительных ингредиентов — листьев, цветов, плодов. Самым сильным и популярным ароматизатором Илья называет лаванду, а ярким красителем — каркаде.

Магазины, кафе, интернет

Floris выпускает чай разных типов: ферментированный черный и зеленый, рассыпной, иван-чай, оздоровительные фиточаи из различных крымских трав, чай в пакетиках. Тизаны выпускаются в форме кубиков: один кубик в коробке на чайник. Безалкогольных освежающих напитков на основе чая выпускается 4 вида. В ассортименте также есть смеси для компота, рахат-лукум, чайные подарочные наборы.

Розничная цена чая и тизанов — от 90 до 450 руб., безалкогольных напитков — 85 руб., рахат-лукума — от 200 до 350 руб., компотных смесей — от 299 до 349 руб. Подарочные наборы чайных дуэтов (тизан или чай и рахат-лукум) стоят 499 руб., наборы чая — 599 руб.

Свою продукцию Floris поставляет федеральным и локальным продуктовым сетям. Напитки и сладости продаются в «Ашане», «Пятерочке», «Перекрестке», «Карусели», Metro, «Вкусвилле». Купить все это также можно на сайте компании и в интернет-магазинах, в частности Ozon. Илья Пуйда рассказал, что компания ведет работу с маркетплейсами, такими как Wildberries, «Беру».

Активно закупают напитки кафе и рестораны. В связи с этим Floris разрабатывает концентраты, что позволяет использовать травы в коктейлях и чайно-кофейных напитках без ожидания заваривания.

В 2018 г. годовая выручка Floris составила 124 млн руб. и 21,2 млн руб. операционной прибыли. В среднем обороты растут на 20–30% в год за счет расширения ассортимента и сотрудничества с новыми сетями. Не стал исключением 2019-й. Федеральные сети приносят 33% выручки, региональные — 7%, контрактное производство — 22%, продажи в Крыму в качестве сувениров — 13%, кафе и небольшие магазины — 12%, интернет-магазины и маркетплейсы — 4%.

Рассказ о себе миру

Floris продвигает свою продукцию преимущественно в соцсетях: в «Одноклассниках», «ВКонтакте», Facebook, Instagram. В сообществах выкладывается информация об актуальном ассортименте, скидках, акциях. Работает таргетированная реклама с геотаргетингом для посетителей магазинов. По словам генерального директора, в планах — заказывать рекламу известным блогерам.

Также Floris активно участвует в тематических конференциях и выставках. Из последних — выставка в Китае CIIE-2018 (China International Import Expo) и в ОАЭ — CIAL-2019 (декабрь 2019 г.). Компания продолжает разрабатывать новые рецепты и формы упаковки. С 2019 г. началась продажа мятного чая и рахат-лукума в Китай, небольшие поставки на $6–7 тыс. в год. В дальнейшем Илья Пуйда не исключает наращивания объемов производства и поставок, чтобы закрепиться и на китайском рынке.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья