ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Прогнозы

Будущее Homo Economicus: роботы наступают, а человек меняется…

Владимир Миловидов

Владимир Миловидов

Заместитель директора ИМЭМО РАН, заведующий кафедрой МГИМО МИД России

«Инвест-Форсайт» начинает экспертное обсуждение подготовленного по заказу редакции доклада «Будущее рынка труда». 

Интенсивный процесс роботизации человеческой деятельности порождает зачастую самые разнообразные и порой устрашающие прогнозы. Человеческое сознание, к сожалению, подвержено магии экстраполяций, в то время как реальная жизнь чаще всего отклоняется от прямых векторов. Будущее приближается обходными путями, плутающими в чащах причинно-следственных связей. Это не отменяет законы экспоненциальных трансформаций, ведь иная малозаметная тропа неожиданно выводит человечество на совершенно иной уровень развития, минуя многие промежуточные остановки и привалы. Роботизация и проникновение в нашу жизнь искусственного интеллекта процессы того же порядка. Они околичные и петляющие, но одновременно обладают потенциалом экспоненциального развития. Эти их свойства не позволяют сказать однозначно, где именно и в каких сферах человеческой деятельности неминуемые экспоненциальные преобразования проявят себя наиболее ярко.

Будущее Homo Economicus: роботы наступают, а человек меняется…
Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Прогнозируя развитие роботизации и интеллектуализации человеческой деятельности, а также предлагая варианты будущей организации общества (например, суперсоциализм, суперкапитализм и суперультракапитализм), было бы правильно сместить свой взгляд от общего к частному, то есть перейти с уровня «общество» на уровень «человек». В конечном счете, успех реализации того или иного сценария будущего будет зависеть от адаптивных способностей человека, его активной роли в происходящих переменах, его рефлексии и, наконец, его готовности сосуществовать с искусственным интеллектом. Значит, нужно понять: о каком человеке мы говорим, что ему свойственно и какой именно тип человека наилучшим образом подойдет роботизированному будущему?

Объемная литература, посвященная анализу человеческой деятельности, его поведению в обществе, позволяет нам с большей или меньшей степенью точности выделить три типа человека: рациональный индивидуалист, чувственный индивидуалист, коллективист.

Первый тип известен по экономическим моделям. Это человек экономический или Homo Economicus. Он руководствуется исключительно своим эгоистическим представлением о выгоде; расчётлив, рационален, в каком-то смысле сам сродни искусственному интеллекту. Под стать этому типу есть и соответствующие профессии. Большинство из них, согласно исследованиям, с относительной легкостью могут быть заменены искусственным интеллектом. Человек рациональный легко примет роботизированных помощников, будет сверять свои действия с подсказками мобильных приложений… Именно о таком человеке, скорее всего, думал Юваль Ной Харари, когда писал свою историю завтрашнего дня, воспевая «Человека божественного» (Homo Deus). Однако этот тип человека — скорее некая абстракция, полезная для научного моделирования, но малопригодная для постижения мотиваций человеческих поступков.

Второй тип более реалистичен. Лауреат нобелевской премии 2017 года Ричард Талер попытался изучить возвращение идеального Homo Economicus к неидеальному, но реальному Homo Sapience (см. Thaler R.H. From HomoEconomicus to Homo Sapiens. Journal of Economic perspectives, Vol. 14, N 1, Winter 2000, p. 133-141). Исследуя реальное поведение рациональных, казалось бы, субъектов экономической жизни, Талер обращает внимание на то, насколько они чувственны, эмоциональны, иррациональны и подвержены многочисленным когнитивным заблуждениям. Иррациональность, неконсиквенциональность поступков людей стали объектами многочисленных психологических тестов и исследований. Этот тип человека с трудом вписывается в рациональный формат роботизации и интеллектуализации человеческой деятельности. Именно этот тип человека обладает критическим отношением ко всему, что его окружает, включая искусственный интеллект. В сегодняшней лексике появляется такое выражение, как Creep factor, или «Фактор жути», описывающий чувство раздражения пользователя различных современных электронных услуг и интеллектуальных роботизированных помощников. По поводу того, что вызывает раздражение, говорят “creepy” вместо куда более оптимистичного выражения “cool”, подчеркивающего восхищение каким-либо новшеством. Причем соотношение “creepy” и “cool”, используемых в разных странах для оценки одних и тех же интеллектуальных приложений, оказывается диаметрально противоположным. Например, применение в такси сервиса геолокации 78% жителей Индии считают “cool”, а 78% датчан — “creepy”. Персонализированную рекламу, основанную на анализе данных с мобильных устройств, 60% китайцев оценивают в терминах “cool”, а 88% японцев называют “creepy” (см. Creepy or cool. Staying on the right side of the consumer privacy line. KPMG, 2016). Критический, эмоциональный подход человека к окружающему миру, к собственным изобретениям, его неугомонность в своих начинаниях и идеях будут сдерживать вытеснение человека машинами.

Третий тип является развитием второго. Это не просто чувственный участник общественных процессов, это человек, умеющий взаимодействовать с другими, человек, способный выстраивать вокруг себя сети общения, обрастать связями. Нетворкинг — тенденция, которая прокладывает путь на протяжении всей истории человеческого общества. Известный социолог Бруно Латур разработал акторно-сетевую теорию, описывающую законы человеческого общества. В определенном смысле искусственный интеллект должен стать актором будущего общества — но только одним из многих других, включая прежде всего самих людей. Сегодня новые технологии дают новый импульс развитию нетворкинга, появляются новые социальные персонажи и роли: модераторы, узловые элементы, тролли, трансляционные лидеры и т.д. Законы сетевого общения втягивают в себя все большее число людей, открывая возможность людям общаться напрямую. Формируются новые «институты» сетевого общества, которые предъявляют свой спрос на новые технологии, включая искусственный интеллект. Видимо, это будет определять и эволюцию форм организации общества. Как мы сможем определить их — в старых ли терминах капитализма-социализма или в новых, — сейчас сказать трудно. Возможно, у общества будущего будет какое-то свое новое название. Но что точно изменений не претерпит, так это постоянная адаптивная способность человека, его умение воспринимать новое и использовать это новое себе во благо, даже если придётся пострадать от нововведений и поначалу разочароваться в них.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья