ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестиции

Кабо-Верде становится транспортным хабом

В советское время Кабо-Верде было известно тем, что там был почитаемый коммунистической партией активист Амилкар Кабрал и находилась перевалочная база «Аэрофлота». Затем долгое время Кабо-Верде ассоциировалось только с певицей Сезарией Эворой. Сейчас об экономике этой маленькой группы островов у берегов Западной Африки слышно очень мало. Между тем у правительства маленького государства большие планы по привлечению в национальную экономику инвестиций, и некоторые уже начинают осуществляться.

Атипичная Африка

Пожалуй, из всей Африки Кабо-Верде — самая европеизированная страна, даже в большей степени, чем ЮАР в ее современном виде или соседняя Намибия. Нет грязных разбитых улиц, стихийных рынков со снующими карманниками, полицейских, готовых стрясти взятку с любого встреченного белого. Людоедов тем более нет. Единственный более-менее существенный «грешок», характерный для местного населения, — неумеренное курение марихуаны. Местное население относится к черной расе, однако родной язык для него — креольский диалект португальского, президент страны — белый, португалец по национальности, и это не вызывает расовых конфликтов. Поэтому туристами Кабо-Верде воспринимается скорее как какие-то задворки Португалии с низким уровнем жизни, чем «исконная» Черная Африка. Подобные особенности Кабо-Верде обусловлены тем, что острова находятся на перекрестке путей. Португалия, открывшая острова, завезла туда чернокожих рабов из Западной Африки, перемешавшихся с португальцами. Родным языком для них быстро стал видоизмененный португальский, а родной культурой и образом жизни — стиль, близкий к средиземноморским католическим странам. На протяжении веков Кабо-Верде использовался Португалией как перевалочная база на перекрестке путей из Европы в Латинскую Америку и из Северной Америки в Западную Африку.

В настоящий момент Кабо-Верде — государство, по численности населения сравнимое с Исландией, но явно не сравнимое с ней по уровню жизни. За последние десятилетия транспортное значение Кабо-Верде снизилось: рыбаки стали уходить рыбачить на иностранных судах, а моряки — наниматься на иностранные суда. Промышленность составляет только 16% от ВВП, основными отраслями все больше становятся туризм и сфера обслуживания. Климат на островах пустынный; с сельским хозяйством там плоховато.

Смена приоритетов

До середины нулевых правительство Кабо-Верде в основном рассматривало сценарии развития, предполагающие упор на туризме; даже развитие собственного рыболовного флота считалось нецелесообразным — район Кабо-Верде не особо перспективная зона для рыболовства. О международном транспорте как-то вообще забыли: в аэропорты Кабо-Верде прилетали только чартеры с туристами. Смена приоритетов наметилась примерно с 2005 года, когда в правительстве вспомнили, что острова находятся на перекрестье транспортных путей. В 2017 году на семинаре по перспективному структурированному торговому финансированию, проведенному на кабовердеанском острове Сал Афрексимбанком, премьер-министр Кабо-Верде Улиссеш Коррейа-и-Силва заявил, что страна приняла решение быть международным торговым хабом:

«Кабо-Верде намерено быть международным рынком. Мы развили специальный план, чтобы достигнуть этой цели».

СЭЗ и китайский вектор

Правительство Коррейи-и-Силва пришло к власти с реформистской и дружественной к бизнесу программой, среди приоритетов которой — привлечение инвестиций в Кабо-Верде и расширение национальной экономики за счет привлечения стратегических инвесторов, в том числе из Китая. Китай, в частности, помогает Кабо-Верде организовать Специальную экономическую зону для морских услуг на острове Сао-Винсенте. Ожидается, что это сыграет роль в проекте Китая «Пояс и путь». Особые отношения сложились у Кабо-Верде с Макао. Этот специальный административный район Китая ранее был португальской колонией, соответственно, вторым языком там остается португальский. СЭЗ включает в себя все (от транспорта до систем обеспечения для операций с уловом рыбы), предоставляет услуги большому количеству китайских кораблей, работающих в регионе. На Кабо-Верде рассматривают Китай как главного в будущем пользователя СЭЗ.

Развитие авиации

5 ноября 2017 года авиалинии Кабо-Верде объявили, что получили первый из четырех самолетов от компании Icelandair. С 2017 года самолеты стали осуществлять полеты из Кабо-Верде в США, Британию и Португалию. Авиалинии Кабо-Верде, правительство Кабо-Верде и Loftleidir Icelandic подписали соглашение о реструктуризации авиалиний Кабо-Верде, в рамках которой исландская авикомпания стала стратегическим партнером. В результате приватизации исландская компания получила 51% акций кабовердианских авиалиний. Важно здесь то, что Icelandair является одной из основных североатлантических компаний, работающих с авиатранспортными хабами. В свою очередь до сотрудничества с исландской компанией авиалинии Кабо-Верде никогда не имели своего международного хаба, несмотря на выгодное географическое положение Кабо-Верде. Мало того, по состоянию на сентябрь 2017 года в распоряжении компании был только один работающий самолет — старый Боинг-757. Сразу возникает вопрос: где расположится хаб? Длительное время главный международный аэропорт находился на Сале, малонаселенном пустынном острове. Аэропорт Сала имеет терминальный комплекс и взлетную полосу длиной 3200 метров, что для островных государств считается очень большой длиной. В шестидесятые годы аэропорт получал достаточную загрузку за счет транзита, когда «Аэрофлот» использовал его как промежуточный пункт между Москвой и аэропортами столиц дружественных латиноамериканских государств — Кубы, Венесуэлы и т.д. Но в 2005 году новый аэропорт был открыт в Прае — столице государства, расположенной на острове Сантьяго в 3 км от центра города. Непонятно, почему аэропорт назвали в честь не имевшего никакого отношения к Кабо-Верде Нельсона Манделы (тогда как аэропорт на Сале обоснованно назван в честь местного политического деятеля Амилкара Кабрала). Аэропорт им. Нельсона Манделы составил конкуренцию аэропорту им. Амилкара Кабрала: если в 2016 году через аэропорт Нельсона Манделы прошло 523 тыс. пассажиров, то через аэропорт Амилкара Кабрала — 915 тыс. Пассажиропоток аэропорта Праи вырос за 2017 год на 29,8%, в то время как пассажиропоток аэропорта Сала — на 18,8%. Крупные по местным меркам аэропорты есть на острове Боа-Виста (он не может быть хабом, вырастя только на волне развития туризма, на нем даже нет нормальной крыши) и в Миндело, городе на острове Сан-Винсенте (Миндело — родина певицы Сезарии Эворы, аэропорт, как нетрудно догадаться, носит ее имя, этот аэропорт также не удовлетворяет требованиям хаба). По мнению аналитиков, подобный опыт сделает возможным для реструктуризированных авиалиний Кабо-Верде ориентироваться на линии Европа — Латинская Америка, обслуживаемые с европейской стороны в основном аэропортами Мадрида и Лиссабона (однако есть возможность надеяться, что после Брекзита появятся прямые линии из Лондона в столицы Латинской Америки). Также есть возможность ориентироваться на линии из Северной Америки в Африку, что в итоге сформирует перекресток транзитных линий, в центре которого будет находиться Кабо-Верде — примерно так же, как Дубаи.

Морские перевозки

ETE Group, крупнейшая португальская компания на рынке морских перевозок и портовых услуг, увеличивает инвестиции в Кабо-Верде. Группа подготовила предложение для Кабо-Верде по портовым операциям. Она организовала кабовердианскую судовладельческую компанию — единственную в стране, имеющую право осуществлять международные морские операции. ETE в настоящее время завершает передачу одного из своих судов под флаг Кабо-Верде. Это будет единственное в стране судно, сертифицированное для международного судоходства. Группа сохраняет намерение участвовать в тендере на концессию в верфи Кабнаве. Также группа модернизировала свой судовой сервис África Expresso — самый быстрый и наиболее конкурентоспособный сервис на рынке, позволяющий оттранспортировать груз из Португалии в Кабо-Верде за 5 дней. В настоящий момент компания рассматривает варианты внутригосударственных морских перевозок между островами Кабо-Верде. ETE Group вела на Кабо-Верде деятельность 29 лет посредством компании-судовладельца Transinsular.

В целях управления портами на Кабо-Верде ETE Group в настоящий момент создает компанию ETE Cabo Verde — Operações Portuárias, Lda и намерена предложить менеджмент управления портам Прая, Миндело, Палмейра и Сал Рей. При этом будут применяться различные модели проникновения капитала португальской компании в юридические лица, которым принадлежат порты; в процессе слияний и поглощений принимает участие правительство Кабо-Верде. Уже учреждена новая судовая компания Transinsular Cabo Verde — Transportes Marítimos Insulares de Cabo Verde, Lda. Таким образом, развитие транспортного узла становится важнейшим сектором экономики островного государства.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья