ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Что мешает агроинвесторам

В последние годы интерес к агропромышленному комплексу (АПК) и со стороны государства, и частных инвесторов, велик как никогда. За прошлый год свыше 200 млрд рублей было потрачено из бюджета на развитие инвестиционной деятельности и поддержание сельхозпроизводства. По итогам 2016 года наша страна продала за границу сельхозпродуктов больше, чем вооружений. По словам гендиректора информационно-аналитического агентства «ИНФОЛайн» Ивана Федякова, впервые в истории современной России объем агроэкспорта превысил $17 млрд. Для сравнения: в начале двухтысячных годов вывозилось продукции на $2-3 млрд, в 1990-х объем экспорта составлял всего $1 млрд.

Как подчеркнул Иван Федяков, выступая на состоявшемся в Москве Международном форуме «АгроЦентры: инфраструктура, переработка, реализация», ситуация в отрасли противоречивая. С одной стороны, в АПК по итогам 2016 года наблюдалось увеличение объемов производства на 4,4%. С другой стороны, резко снижается объем потребления продуктов питания внутри страны. Объем продаж падает на протяжении 36 месяцев подряд — с мая 2014 года (май 2017 года — первый месяц, когда снижение было остановлено). Для российских агропроизводителей, для которых внутренний рынок остается основным, за это время потеряна пятая часть рынка.

В «ИНФОЛайне» насчитали более 350 крупных инвестиционных проектов совокупной стоимостью $25 млрд, реализуемых в агросекторе в 2017—2020 годах. Инвестпроекты в большинстве своем  сосредоточены в центральной части России. Лидером по вложению средств является Подмосковье (22 проекта на $1637 млн), что уже в ближайшее время позволит региону войти в топ-10 аграрных субъектов федерации.

Мегапроектами аналитики называют строительство «Мираторгом» свиноводческого дивизиона в Курской области (стоимость проекта около 115 млрд рублей) — он один может закрыть потребности страны в свинине. В июне президент России Владимир Путин обещал мясопроизводителям лично поспособствовать открытию рынков Японии и Китая для российской продукции.

Около $3 млрд готова инвестировать в молочное производство в Московской и Калужской областях вьетнамская компания TH Rus Milk Food. В собственной стране они занимают около 30% молочного рынка. Россия для них — первых заграничный опыт. Среди крупнейших проектов, которые будут реализованы в ближайшие три года, также строительство «Евродоном» новых мощностей для производства мяса индейки.

«ИНФОЛайн» провел конъюнктурный опрос топ-менеджеров крупнейших агрохолдингов. Почти все компании показали прирост за прошлый год, но 100-процентного оптимизма не наблюдается: на рост объемов продаж и в 2017 году рассчитывают 55% компаний, 30% надеются сохранить ранее достигнутый уровень, а 14% компаний уже планируют снижение объемов продаж.

«Это достаточно тревожный сигнал, потому что в других отраслях экономики, где ситуация не столь благоприятная, как в сельском хозяйстве, оптимизма побольше», — считает Иван Федяков.

Ведущие игроки сельхозотрасли озвучили факторы, которые сдерживают развитие аграрных компаний. Серые схемы, недостаточный спрос и законодательные ограничения — на втором плане. Ключевыми проблемами стали: монополизация рынка со стороны торговых сетей (об этом заявила треть опрошенных), нехватка квалифицированного персонала, высокие процентные ставки (более половины опрошенных). Самое большое число участников рынка говорило о увеличении себестоимости производства продукции, которое происходит на фоне низкой покупательской способности населения. Это требует повышения эффективности производства, так как транслировать рост затрат в цену конечного продукта невозможно, и поиска новых точек роста. Многие агропроизводители начинают вкладывать средства в агрологистику, отчасти вынуждено.

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья