ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Что означает назначение Михаила Мишустина

Константин Фрумкин

Выдвижение кандидатуры главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаила Мишустина на пост премьер-министра было бы сенсационным и неожиданным, если бы не три обстоятельства.

Что означает назначение Михаила Мишустина
Президент РФ Владимир Путин и руководитель Федеральной налоговой службы РФ (ФНС) Михаил Мишустин (справа) во время встречи. Алексей Дружинин / РИА Новости

Во-первых, уже давно ходили слухи, что президент подыскивает кандидатуру нового председателя правительства и что этот пост предлагали и Алексею Кудрину, и главе «Ростеха» Сергею Чемезову. Во-вторых, все решения нашего президента зачастую являются довольно неожиданными. В-третьих, и до этого премьер-министры назначались из числа лиц, которые не считались политиками первого ранга: напомним, что Михаил Фрадков до своего назначения премьером был послом России в Евросоюзе. Кстати, по странному стечению обстоятельств, трое из четверых последних премьер-министров России — Касьянов, Фрадков, и Мишустин — носят имя Михаил.

Однако многое в кандидатуре нового председателя правительства неожиданно. Прежде всего он москвич, а москвичи не занимали должности такого ранга со времен Егора Гайдара. Но куда важнее, что Мишустин — технократ в узком и точном смысле этого слова, что для российской политики тоже крайне редкое явление. Хорошей новостью является то, что возвышен не силовик, не ближайший друг или родственник кого-то из политиков. В назначении Мишустина неожиданно проявилось такое сравнительно редкое для нынешней кадровой политики явление, как уважение к квалификации, хотя, возможно, и не все согласятся, что квалификация Михаила Мишустина уместна именно для такой важной должности.

Исходно Михаил Мишустин был специалистом по информационным технологиям, именно в этом качестве он пришел в свое время в налоговое ведомство. Налоговая служба и земельный кадастр, которые ранее возглавлял Мишустин, — это в первую очередь ведомства с очень сложными внутренними административными процедурами, организация работы которых предполагает оперирование большими массивами данных, высокий уровень цифровизации и системное взаимодействие территориальных органов. Объемы данных в налоговой службе, наверное, являются крупнейшими среди всех государственных ведомств. Человек с таким опытом может быть идеальным главой правительства, если считать последнее бюрократическим и административным, но не политическим органом.

Таким образом, нам готовят техническое правительство и технического премьера во всех смыслах. При всей сложности организации работы налоговых органов пост главы ФНС не предполагает обязанности вникать в теории развития экономики, во внешнюю политику, в чаяния населения, в вопросы безопасности, в проблемы инвестиционной привлекательности. Даже сами налоги интересуют налоговую службу только с точки зрения их собираемости, но не с точки зрения их влияния на экономику и общество. От бывшего главы налоговой службы никто не ожидает, что он будет инициатором смелых реформ. Но, впрочем, и так известно, что для реформ время не пришло — иначе пост премьера, может быть, занял бы Кудрин.

Сегодня главным содержанием государственной жизни и главным инструментом развития в России являются государственные расходы — например, в форме национальных проектов. Кстати, с освоением средств, выделенных на нацпроекты, имеются большие проблемы. Таким образом, понимая, конечно, что будущее таит большие неожиданности, мы можем предположить, что приоритетными задачами правительства Мишустина станет более распорядительное и тщательное администрирование государственных расходов, а заодно — продолжение цифровизации государства на всех уровнях, превращения госаппарата в единую информсистему, а в случае необходимости — изыскание для казны новых доходов (что главный налоговик страны должен уметь).

На этом можно было бы и закончить, но укажем еще на два обстоятельства. Во-первых, назначение Михаила Мишустина — новое подтверждение того факта, что Минфин является в России важнейшей политической институцией. Другие проявления этого — высокий авторитет Алексей Кудрина; то, что министр финансов Антон Силуанов имел ранг первого вице-премьера и фактически куратора экономического блока; и то, что выходцем из Минфина был министр экономического развития Максим Орешкин. Бывший глава налоговой службы Анатолий Сердюков уже возглавлял Министерство обороны; кстати, именно тесное знакомство (по работе) с Анатолием Сердюковым и его тестем, бывшим главой финансовой разведки Виктором Зубковым, могло повлиять на назначение Мищустина. Впрочем, важная политическая роль Минфина — общемировая тенденция. Но влияния на силовиков «правительство Минфина» иметь не может.

Во-вторых, фигура Михаила Мишустина может начать концентрировать на себе политические надежды помимо своей воли. Москвич, интеллектуал, инженер-системотехник, доктор экономических наук, прекрасно знающий работу госаппарата изнутри, организатор сложных административных процедур — такой человек может устроить элиту, причем как ее силовые, так и либеральные фланги; именно о таком компромиссном президенте-преемнике могут мечтать многие. Ничего, кроме вреда самому Мишустину, такие мечты и надежды принести не могут.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья