ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Интервью, Финансы

Депутат Госдумы: Фонды ОМС надо встроить в вертикаль

Основная проблема системы обязательного медицинского страхования сегодня — в планировании и распределении средств в регионах, поэтому централизация и реформа необходимы. Однако пока еще не время для кардинальных перемен, считает депутат Государственной Думы Российской Федерации Ирина Гусева, которая поделилась в интервью «Инвест-Форсайту» своим взглядом на то, что ждет систему ОМС в будущем. 

— На прошедшем недавно «Парламентском часе» вы заявили, что назрела реформа ОМС. Это стало понятно только сейчас или корректировка была необходима и ранее?

— Система ОМС находится в постоянном развитии, развитие — это движение вперед, поэтому всегда есть, что улучшать и над чем работать.

Но несомненно, что в неблагоприятных ситуациях, а именно такой и является ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, наиболее слабые уязвимые места в любой системе проявляют себя наиболее остро. Таким слабым местом оказалась в том числе дифференциация тарифов в регионах.

Следует признать, что на сегодняшний день, пожалуй, ни одна система финансирования здравоохранения ни в одной стране мира не способна обеспечить в полном объеме оказание медицинской помощи в период пандемии. Поэтому дело не в системе ОМС.

В то же время реформирование, совершенствование обязательного медицинского страхования — одна из приоритетных задач, потому что именно базовая программа ОМС в настоящее время покрывает более 90% государственных гарантий: и гарантии на оказание гражданам высокотехнологичных медицинских услуг, что имеется не в каждой стране мира.

— Что нужно прежде всего изменить в системе ОМС и почему? 

— Нужно повысить управляемость системой — как в целом, так и ее отдельных субъектов, и участников. Это позволит создать условия для четкого и безоговорочного исполнения во всех субъектах РФ законодательных норм, установленных на федеральном уровне. Которые в свою очередь, возможно, придется детализировать и конкретизировать. В системе ОМС до сих пор нет полного единообразия, особенно в вопросах тарификации медицинских услуг и информационного учета ряда важных показателей, связанных с оказанием и оплатой медицинской помощи, в том числе оказанной за пределами территории страхования. Напомню, что с 2019 года Федеральный фонд ОМС наделен полномочиями по контролю за формированием тарифов, соответствием региональной тарифной политики требованиям базовой программы ОМС. Это первый важный шаг.

— Сколько их вообще должно быть в этом процессе? 

— Следующим шагом урегулирования стало установление ответственности органов государственной власти субъектов РФ за несоблюдение обязательных требований при уточнении механизмов финансирования медицинской помощи. Буквально совсем недавно, 24 апреля, Федеральным законом 147-ФЗ Минздрав России наделен полномочиями по контролю за эффективностью и качеством осуществления органами власти регионов переданных полномочий. Минздрав получил право направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также предписаний о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов власти субъектов РФ и территориальных фондов за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий.

Расчеты должны быть прозрачными

— Разница в финансировании территориальных фондов ОМС приводит к неравномерности оказания медицинских услуг. Расскажите, каким образом единый финансовый оператор поможет решить эту проблему? Каким образом должен выстраиваться его функционал? 

— Финансирование территориальных фондов ОМС уже сейчас осуществляется через ФОМС по единым финансовым правилам, установленным на федеральном уровне. С 2013 года в системе ОМС введен единый подушевой финансовый норматив базовой программы ОМС, который позволил вернуться к принципу социальной справедливости и учесть особенности регионов (наличие районных, северных коэффициентов и так далее). С 2014 года в систему были внедрены единые принципы тарифной политики и эффективные методы оплаты медицинской помощи. Эти финансовые правила, возможно, и далее придется совершенствовать.

— В чем состоят основные проблемы системы? 

— Основные проблемы сейчас связаны с тем, как на уровне регионов планируют и распределяют целевые средства, поступившие в территориальные фонды из ФОМС. К расчетам стоимости территориальных программ ОМС на уровне регионов подходят формально, зачастую без учета фактической потребности населения в объемах медпомощи, опасаясь излишней финансовой нагрузки на региональные бюджеты.

Распределение целевых средств на уровне регионов осуществляется через установление для медицинских организаций объемов помощи, подлежащих оплате за счет средств ОМС, и через установление тарифов на медицинские услуги. Детальная тарификация большинства медицинских услуг сейчас осуществляется непосредственно в регионах за счет различных поправочных коэффициентов (как повышающих, так и понижающих).

Такие коэффициенты на самом деле действительно необходимы, так как в нашей большой стране позволяют учитывать и региональные особенности оказания медицинской помощи, и плотность населения, и транспортную доступность, уровень медицинской организации и сложность течения заболевания у конкретного человека, и многие другие факторы. Но конкретные значения коэффициентов для медицинских организаций регион должен устанавливать на основании экономических расчетов, и именно эти расчеты в тарифных соглашениях отсутствуют, что не позволяет говорить об их прозрачности и обоснованности!

— Единый финансовый оператор снимает эти вопросы? 

— Да, он эту прозрачность в расчетах должен обеспечить. Поэтому его главные задачи — навести порядок в системе учета оказанной помощи, корректного расчета потребностей населения в плановых объемах помощи, единообразного распределения этих плановых объемов между медорганизациями и единообразной ее оплаты. Сейчас нет юридических механизмов, которые заставили бы регионы быстро исправлять все ошибки и недостатки, выявляемые на федеральном уровне в территориальных программах государственных гарантий. Централизация фондов создаст юридические механизмы и заставит всех работать в одном ключе.

— Какие конкретно необходимо внести изменения в законодательство, сопровождающие необходимую реформу, и насколько быстро, по вашему мнению, они могут быть приняты? 

— Пока об этом говорить сложно. Идея вертикализации фондов поднималась в Минздраве еще Вероникой Скворцовой. Сейчас все будет зависеть от организации обсуждения этой проблемы в профессиональной среде, понимания окончательной структуры ФОМС, формируемой под необходимые цели и задачи. Ситуацию пока осложняет и неблагоприятная эпидемическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. Сегодня не время для кардинальных перемен. Реформирование должно проходить поэтапно, безусловно, с учетом необходимости решения проблем, с которыми страна столкнулась в период пандемии.

— Предполагается, что реформа ОМС может и должна снять часть груза с регионов, «убрав» некий элемент неравенства в оказании медпомощи. В чем этот элемент состоит и за счет каких шагов он будет убран? 

— О снижении финансовой нагрузки на регионы пока речь не идет, но если под грузом понимать некие моральные переживания и отрицательные эмоции, связанные с недовольством граждан неравенством в оказании медпомощи, то они, конечно, могут уйти. Элемент неравенства связан в первую очередь с тем, что гражданин не уверен, что в любом самом отдаленном уголке нашей страны ему при необходимости будет оказана медицинская помощь одинакового объема и качества. Ведь равнодоступность помощи напрямую зависит от объема средств, которые получает медицинская организация за ее оказание, за которые приобретаются лекарственные препараты, медицинские изделия, оплачивается труд врача и хозяйственные расходы медорганизаций.

Сейчас объем этих средств, несмотря на наличие единой тарифной политики, во многом зависит от влияния, мнения, желаний и отношения к проблеме конкретных управленцев на уровне регионов. Местные организаторы здравоохранения, определяя территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и размеры конкретных тарифов, по которым финансируются медицинские организации, могут допускать серьезные искажения, что приводит к неэффективному использованию ресурсов системы. Вертикализация системы ОМС однозначно этот фактор уберет.

Пандемия выявила проблемы с числом коек

— Медицина сегодня столкнулась с очень серьезными вызовами. Во сколько обходится лечение одного пациента с COVID-19? Приведет ли назревшая реформа к снижению нагрузки на страховую медицину и поможет ли при дальнейших возможных пандемиях? Каким образом? 

— Стоимость лечения одного пациента с COVID-19 зависит от тяжести течения заболевания. Если это легкая форма, и пациент получает лечение дома, — стоимость невелика, а если тяжелая форма заболевания, и больной находится на лечении в реанимационном отделении, то стоимость такого лечения существенна (может составлять 370 тысяч рублей и более). Нахождение на реанимационных койках в системе ОМС при любом заболевании является дорогостоящим, а здесь еще и условия труда с повышенной угрозой для здоровья и жизни медиков.

О средней стоимости лечения пока говорить рано: она определяется на основе данных статистики не за один отчетный месяц. В системе же ОМС еще идет прием счетов, сформированных медорганизциями за первый полный месяц работы в условиях пандемии.

— Скажите, а какие проблемы в целом выявила пандемия коронавируса? 

— Проблемы, которые выявила пандемия, связаны с необходимостью иметь в запасе определенный хорошо оборудованный коечный фонд, который может быть быстро раскрыт для одномоментного приема большого потока пациентов, которых необходимо тщательно изолировать и лечить.

Такой дополнительный коечный фонд сейчас активно создается, на его строительство и оборудование выделяются дополнительны федеральные деньги. По окончании пандемии надо будет думать, как его или использовать для решения текущих проблем, или консервировать и поддерживать в «боевой» готовности для возможных последующих неблагоприятных ситуаций. Любое из этих решений может потребовать дополнительного объема или средств ОМС, или бюджетных средств, которые придется искать, резервировать и выделять.

Беседовал Тарас Фомченков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья