ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Технологии

Екатерина Филатова: Успешные VR-стартапы уезжают из России

Мировой рынок технологий виртуальной и дополненной реальности (VR и AR), по данным Perkins Coie, составляет $27 млрд. Новая технология уже используется в 10% компьютерных игр. Она становится все более востребованной в ритейле, промышленности и медицине. Исполнительный директор Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова рассказала в интервью «Инвест-Форсайту» о том, как развивается рынок виртуальной и дополненной реальности в России, на какие меры поддержки могут рассчитывать VR/AR-стартапы и почему мы до сих отстаем в развитии этих технологий от Европы и США.

— Екатерина, как вы оцениваете объем российского рынка VR и AR?

— По нашим данным, более 500 компаний прямо или косвенно связаны с развитием этих технологий. VR и AR проекты есть в самых разных областях: в маркетинге, ритейле, медицине, мире развлечений и медиа. Точно рассчитать объем рынка сейчас сложно, так как многие проекты еще находятся на уровне воплощения идеи. Поэтому сложно определить их среднюю стоимость на рынке. Перед запуском VR- и AR-проекта, как правило, проводится большая научно-исследовательская работа (RND). Стоимость RND-разработок узнать никак нельзя, вся информация под соглашениями о неразглашении.

— Можете привести примеры: какие именно компании ведут разработку VR- и AR-решений?

— На рынке сейчас много стартапов. И много крупных компаний, ведущих разработки. Среди них «Северсталь», «Росатом», «Леруа Мерлен». Они проводят экспертизу своих разработок внутри, а на рынок выводят уже готовый продукт.

— Когда зародилась индустрия виртуальной и дополненной реальности?

— Это новая сфера. Мы начали объединяться в сообщество три года назад. Уже тогда шло динамическое развитие этой области. Был интерес заказчиков и государства к VR- и AR-проектам.

В целом же технология VR и AR существует на коммерческом рынке около семи лет.

— Молодые проекты виртуальной и дополненной реальности могут рассчитывать на помощь государства?

— На самом начальном этапе — от появления идеи до создания первого прототипа — они могут обращаться в фонд Бортника. Затем в венчурный фонд ФРИИ, если стоит задача начать продажи, а затем те масштабировать. В фонд «Сколково» можно идти, если проект использует новые технологии. Кроме того, еще есть региональные институты развития.

— Россия отстает в этой области от Европы и США?

— Да, отстаем. У нас нет таких финансовых возможностей, как там. Однако ряд наших проектов не уступает иностранным. Российские компании очень сильны в области разработки контента.

Сами же технологии — шлемы виртуальной реальности, материнские платы и разные специальные устройства — стоят очень дорого. На их разработку требуются значительные средства.

— Способны ли российские AR- и VR-стартапы к экспансии на международный рынок?

— Да, это и происходит. Успешные компании уходят за рубеж, они становятся резидентами Швейцарии или США. В России они видят меньше возможностей для развития.

Беседовал Александр Столяров

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья