ENG
Мнение, Технологии

Эпоха новой еды: как COVID-19 изменит рынок продовольствия

Андрей Зюзин

Андрей Зюзин

Управляющий партнер венчурного фонда Fuel For Growth

Пандемия не просто оставит след в истории человечества, но заставит миллионы предприятий пересмотреть бизнес-процессы. Вирус и спад, как бы мы ни готовились, случились внезапно и подкосили целый ряд индустрий. Степень серьезности последствий можно будет оценить не раньше, чем через полгода. Для настоящих предпринимателей кризис — это время возможностей. Прошлые экономические потрясения подарили миру большое количество компаний, кардинально изменивших парадигму транспортного сервиса, рынка аренды жилья и других. Нынешний кризис также создаст условия для новых решений, полностью меняющих в том числе рынок продуктов питания. О начале изменений можно говорить уже сегодня. 

Сломались цепочки поставок 

Жители Земли давно чувствуют себя частью глобального сообщества, которое делает заказы онлайн на площадках вроде Alibaba и Amazon. Мы привыкли, что комплектующие для техники и многих других товаров собирают в разных частях света, а в магазине у дома можно найти клубнику из Турции, яблоки из Индии и бананы из разных стран — в зависимости от сезона. Теперь этот огромный организм испытал стресс из-за сбоя международной цепочки поставок. Кризис становится важным тестом на надёжность в том числе и новых моделей ведения бизнеса, которые до сих пор оставались в тени.

Серьезно меняются все цепочки создания стоимости, которые подразумевали плотный контакт с потребителем. Заказы уходят в онлайн и выигрывают те, кто может собрать товары локально, без иностранных ингредиентов, потому что изменились не только сроки и темпы поставок, но и стоимость заказа товара за рубежом выросла из-за падения курса рубля.

Кто выиграл от пандемии

На рынке продовольствия:

  • Сервисы dark kitchen / dark store: кафе, рестораны, магазины, которые переориентировались на доставку продуктов или готовых блюд.
  • Все, что связано с домашней готовкой. Рестораны и кафе закрыты, вырос спрос на комплекты готовой еды. В США в середине марта резко подорожали акции компании Blue Apron, которая занимается доставкой ингредиентов для приготовления домашних блюд — в самоизоляции люди готовят больше.
  • Локальные компании, которые производят товары без зарубежных комплектующих / ингредиентов.

Также в выигрыше оказались:

  • Онлайн-образование. И зарубежные, и российские курсы, сформированные университетами онлайн, стали востребованными у людей, оказавшихся в самоизоляции.
  • Сервисы удаленных медицинских консультаций. В нынешних условиях, когда выезд скорой помощи на дом ограничен, можно узнать мнение врача, не встречаясь лично.
  • Предиктивная аналитика и сервисы, способные на базе искусственного интеллекта предсказать динамику изменений в тех или иных областях. В том числе прогнозирующие распространение вируса в связи с изоляцией или поведением инфицированных.

Потребители забыли о брендах

В Западной Европе покупатели не могут найти на полках порядка 40% товаров, к которым они привыкли, говорится в исследовании авторов приложения для планирования покупок продуктов eMeals. В опросе приняли участие 3000 человек. Сбой в цепочке поставок привел к тому, что привычные продукты не доходят до потребителя вовремя.

Бренды проигрывают: 85% участников исследования компании Shopkick (приложение для получения вознаграждения за покупки) заявили, что во время пандемии и карантина ценность бренда для них уходит на второй план при выборе продукта на полке в момент совершения покупки. То есть они выбирают то, что есть в магазине, а не то, к чему привыкли. В этом опросе участвовали 26 000 человек.

72% покупателей сократили число визитов в магазин, но вместе с тем вырос средний чек. 39% потребителей сообщили, что тратят больше денег за один раз, чем до вспышки COVID-19.

Согласно исследованию американской консалтинговой компании Alix Partners, 30–40% потребителей, которые попробовали новые для себя локальные продукты во время кризиса, заявили, что они предпочтут с ними же и остаться, когда вернутся к нормальной жизни. То есть выиграют неизвестные широкой публике компании и их бренды.

Китай и альтернативное мясо

У китайских потребителей, которые постепенно выходят из карантина, резко вырос спрос на продукты растительного происхождения, в том числе на альтернативное мясо. Возможно, это связано с гипотезой о том, что вирус пришел с продовольственного рынка с продукцией животного происхождения. Вырос спрос и на альтернативные напитки из растительных ингредиентов. До эпидемии международные компании-производители мяса из растительного белка испытывали сложности с выходом на рынок Китая: мешали процедуры государственного регулирования и культурные особенности страны, жители которой привыкли покупать продукты на фермерских рынках.

Аналитики McKinsey уверены, что потребители будут в определенной степени сохранять привычки, сформировавшиеся во время эпидемии, предпочитать крупные супермаркеты традиционным продовольственным рынкам. В Китае продажи мяса птицы в крупных сетях супермаркетов во время эпидемии выросли на 30–80% в годовом выражении. Растущий спрос удастся обеспечить в том числе за счет производства альтернативного мяса.

Сжался рынок венчурных инвестиций

Объем венчурных сделок первого квартала 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился, свидетельствует исследование PwC. Северная Америка, Азия и Европа профинансировали $50 млрд в первом квартале 2020 года, в сравнении с прошлым годом глобальный объем инвестиций уменьшился на 20%.

Количество сделок в первом квартале 2020 года:

  • в Азии упало на 20%;
  • в США — на 17%;
  • в Европе — на 10%.

Значительная доля крупных сделок традиционно приходится на Кремниевую долину (США) — там падение количества сделок составило 12%, но вырос их средний чек. Чемпионом в области производства продуктов питания стала компания Impossible Foods, которая разрабатывает заменители мяса на растительной основе. В марте 2020 года она привлекла $500 млн от крупных инвесторов из Азии.

Инвестиционные сделки — всегда штучный товар. Поэтому мы в «ЭФКО» продолжаем анализ и не снижаем активность взаимодействия с рядом перспективных компаний. Появилось время на более глубокое общение и на сбор детальной информации о проектах. Продолжаем работу с предпринимателями, запускаем программу акселератора по результатам отбора конкурса «УМНИК-ЭФКО», который провели в прошлом году с Фондом содействия инновациям. Внимательно смотрим за тем, что интересно во время кризиса: на компании, у которых высокий уровень адаптивности, проверяем, устойчива ли их бизнес-модель, чтобы оценить потенциал инвестиций.

Продовольственная безопасность в России

Временный перебой в логистических системах может стимулировать развитие стартапов, которые занимаются разработкой новых технологий по производству, например клеточного и растительного мяса. Обычно такие предприятия находятся недалеко от потребителя, что может снять логистические издержки.

Чтобы биотехнологии развивались быстрее, нужно пересмотреть государственную политику:

  • Нужна ускоренная сертификация новых продуктов или отдельный регуляторный режим.
  • Финансовая поддержка для завершения разработок, налаживания пилотного производства и тестирования, например в регионе. Поддержка нужна компаниям, институтам и лабораториям.
  • Нужен глубокий и серьезный диалог вокруг биотехнологий. Они создадут другую конкурентную среду, а потому против их внедрения и распространения будут использоваться все лоббистские ресурсы.

Если государство продемонстрирует низкий интерес к этой теме, то рынок будет развиваться под давлением импорта и международных игроков. Мы сохраним позицию догоняющего и поставим под угрозу продовольственную безопасность всей страны.

Глобальный кризис может привести нас к пересмотру необходимости традиционного животноводства. Сейчас у нас есть время, чтобы уделить внимание альтернативным источникам белка и производству продуктов на его основе.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья