ENG

Перейти в Дзен
В мире, Интервью, Стартапы

Идти на свет: в Эстонии внедряют «умное» уличное освещение

Уже десять лет Эстония строит электронное государство. Здесь даже президента выбирают онлайн. После перевода выборов в е-формат логичным шагом стала интеллектуализация уличного освещения. Два года назад «умные» фонари, разработанные стартапом Cityntel, заменили обычные фонарные столбы в исторической части Таллина. Их яркость автоматически регулируется в зависимости от погоды и интенсивности движения на улицах. В интервью «Инвест-Форсайту» сооснователь и СЕО проекта Алан Ворк (Alar Võrk) рассказал, что тормозит масштабирование проекта и насколько быстро окупаются энергосберегающие решения в Европе.   

— Судя по профилю в Linkedin, вы начинали карьеру с менеджера по продажам. Как оказались в сфере уличного освещения? 

— Это правда, я в продажах большую часть жизни. В конце концов, продажа — наиболее важная часть любого бизнеса. Я всегда смотрел на тему, которая интересовала меня и могла оказаться ценной для моих клиентов, и как человек, постоянно ищущий что-то новое, через некоторое время перешел от одной сферы к другой. Однажды — пару лет назад — я встретил нескольких инженеров с фантастической новой коммуникационной технологией и с идеей использовать ее для управления уличным освещением. Звучало очень логично — глядя на пустую улицу, где все уличные фонари включены на полную яркость, вы понимаете: это неправильно. Это — впустую потраченная энергия. Я подумал, такая блестящая идея поможет сделать мир лучше. Так родился Cityntel.

— Прошлой осенью на улице в Нью-Йорке прохожие могли разговаривать с уличным фонарем. Это не было массовой галлюцинацией — в рамках проекта интеллектуального уличного освещения GE демонстрационный фонарный столб, оснащенный цифровым экраном и динамиками, удивлял прохожих последним прогнозом погоды и туристической информацией. Что умеет Cityintel? 

Это две разные темы: интеллектуальный уличный свет и («умная») ламповая стойка с добавленными сервисами. Система уличного освещения контролирует работу светильника — включает и выключает в нужное время, регулирует яркость. Она, разумеется, мониторит его «здоровье», сообщает о сбоях и передает статистические данные. Но, в общем, с людьми не разговаривает. Тем не менее, «умные» уличные фонари являются инструментами реализации многих других сервисов. Традиционно они включались и выключались централизованно: когда фонари не работают, в силовых кабелях, установленных внутри столба, нет электричества — то есть большую часть дня. Сервисы, которые должны включать свой экран, акустическую систему, связь (в основном GSM) просто не могут функционировать без электричества. Сейчас интеллектуальные уличные фонари самостоятельно включаются и выключаются. Это означает, что питание в силовых кабелях подается 24/7. В Cityntel мы тоже можем установить подобные сервисы, но предпочитаем делегировать задачу другим игрокам рынка, у которых больше знаний и компетенций. Мы, например, объединили усилия с немецким проектом, оценивающим качество воздуха. Их сенсоры появятся в нашей сети, как только сможем обеспечить для них альтернативный канал связи (беспроводная сеть, образованная интеллектуальными уличными фонарями — ред.).

— Если в Сан-Диего или Лас-Вегасе интеллектуальное уличное освещение «питается» солнечной энергией, как работает ваша система в Эстонии, где зимой световой день длится всего 6 часов? Каков срок службы уличной системы освещения Cityintel?

— Очевидно, солнечные уличные фонари в нашем регионе нежизнеспособны, но это не значит, что они не могут быть разумными. Совсем наоборот: если мы заботимся об окружающей среде, важно снизить загрязнение, создаваемое в результате производства электроэнергии для несолнечных уличных фонарей. Обычные фонари имеют длительный срок эксплуатации. Срок службы нашего контроллера для светильников составляет 15 лет.

— На какой стадии находится ваш проект? 

— Мы переходим на коммерческую стадию. Недавно представили товарный знак Lumoflex для контроля уличного освещения и три разные категории продуктов — от простого автономного решения управления для небольших установок до городской системы, включая уличные фонари и контроллеры шкафа управления, плюс различные датчики и программное обеспечение для централизованного управления. У нас есть все необходимое оборудование — контроллер освещения, интернет-шлюз, контроллер шкафа управления, датчик движения и освещенности. Мы также разработали приложение для автономных установок, а к концу года на одной из наших установок в Тарту поставим датчики погоды, движения, сенсоры, оценивающие качество воздуха и пр. В Таллине наше решение установлено во всей исторической части Старого города, которая насчитывает почти 600 уличных фонарей. Но наши установки также стоят в Дании, Германии и Греции.

— На что сейчас живет проект? Какие существуют помехи на пути к его реализации?

— Финансирование — всегда проблема. Для начала учредители вложили свои собственные деньги. Потом мы нашли первого внешнего инвестора, который поверил в нас, и прошлой весной подняли дополнительные средства на краудфандинговой платформе Funderbeam. (За все время проект получил инвестиции в размере $340 тыс. — ред.). Учредители также проделали большую работу для компании, не получая за это деньги. Сейчас мы видим, что к концу года достигнем безубыточности. Основное препятствие — медленный процесс принятия решений среди клиентов, но с увеличением нагрузки на энергию и с экономией затрат он меняется.

— Чей проект среди своих конкурентов вы бы назвали самым успешным в сфере энергосбережения и почему? 

— Честно говоря, у меня не так много информации о доступных проектах уличного освещения. По статистике, в мире насчитывается всего 2-3 миллиона «умных» уличных фонарей — это меньше 1% от общего количества. В любом случае, исходя из информации, наиболее успешная установка находится в Копенгагене. Там Silver Spring Networks установила контроль над 20 000 уличных фонарей.

— Обычно говорят, что «умное» уличное освещение экономит сотни тысяч долларов/евро городского бюджета. Но сколько стоит внедрить эту технологию в инфраструктуру, например, миллионника? Насколько быстро окупятся инвестиции? 

— «Умные» уличные фонари со светодиодными светильниками экономят около 70-80% электроэнергии. У меня, к сожалению, нет однозначного ответа, сколько будет стоить проект и каков здесь период окупаемости. Каждый город уникален, поэтому стоимость решения варьируется. Срок окупаемости зависит в основном от затрат на электроэнергию и техническое обслуживание, которые в разных странах сильно различаются. Например, в Германии срок окупаемости для нашего решения составляет 2-3 года.

— Энергосбережение в последнее время стало горячей темой. Эстонское правительство оказывает вам поддержку? Оно заинтересовано в местных разработках? 

— Да, мы получаем поддержку от правительства в разных формах. В первый год проект был удостоен награды «Лучший экологически чистый продукт» от Министерства окружающей среды. Мы получили грант правительства на разработку продукта. Также существуют программы поддержки муниципалитетов для реализации подобных энергосберегающих проектов.

— Какие государства, на ваш взгляд, больше озабочены вопросами «умного» уличного освещения, а какие меньше? 

— Нет четкой разницы между странами или городами. Мы видим интерес к нашему решению со всего мира. Однако мотивация различна. Некоторые заинтересованы в создании сложной экосистемы вокруг интеллектуальных уличных фонарей с различными датчиками и дополнительными услугами, но большинство просто ищут простой и высокоэффективный способ экономии энергии и денег.

— У «умного» уличного освещения большие перспективы. В будущем оно благодаря встроенным камерам и датчикам может стать «умным сердцем города» и предоставлять в реальном режиме времени обновления о том, где можно парковаться, как избежать пробок, а также в случае возникновения проблем вызывать экстренные службы. Когда, на ваш взгляд, это станет реальностью? 

— Я разделяю общее видение, но это очень сложная тема. Технически это может стать правдой в ближайшее время, но в реальности займет гораздо больше времени. Достижение цели затрудняет необходимость привлечения заинтересованных сторон. В городе тема энергосбережения уже разделена между различными департаментами, которые не проявляют особого интереса к сотрудничеству. Поэтому внешние заинтересованные стороны — компании по управлению отходами, операторы парковки или производители светофоров — должны сотрудничать и с городом, и друг с другом. Скорость внедрения интеллектуального уличного освещения во многом зависит от самого города. Это произойдет, если он достаточно силен, чтобы продвигать и взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами.

— Как оцениваете главные риски для развития концепции «умного» освещения и «умного» города? Одни скептики говорят о росте киберпреступности, другие — о неравенстве. Города, внедряющие технологии, уйдут далеко вперед, в то время как другие, которые не могут себе этого позволить, останутся в бедности. 

— Риски существуют, и один из самых опасных — киберпреступность. Поскольку большая часть развития «умного» города связана с IoT, значит, миллиарды устройств будут подключены к интернету и соединены друг с другом. Одно слабое звено может поставить под угрозу всю экосистему, а не только себя. Не уверен насчет неравенства. Сейчас «умный» город — слово модное, многие используемые в нем решения новые и дорогие. Не так много городов могут их себе позволить, но по мере их готовности подобные технологии станут основными и стандартными. Города, которые не следуют в направлении «умного» города, автоматически установят эти решения в будущем. «Умный» город скоро станет новой реальностью, и в какой-то момент мы больше не будем использовать это выражение.

Беседовала Ольга Гриневич

Фотографии представлены Cityintel

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья