ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Эстонский стартап устраивает революцию в граффити-печати

Когда два года назад дочь попросила Михкеля Йоала (Mihkel Joala) нарисовать единорога на стене комнаты, он растерялся. На своем фрезерном станке с ЧПУ предприниматель из Тарту мог изготовить любую деталь. Ему было проще сделать чертеж двигателя, чем взяться за кисть. Идея SprayPrinter пришла из опыта: объединив контроллер игровой консоли Nintendo Wii с клапаном автомобильного двигателя, Михкель придумал, как слой за слоем перенести цифровое изображение со смартфона на любую поверхность. Сегодня у SprayPrinter нет аналогов в мире, но проект еще в начале своего бизнес-пути — за прошлый год оборот составил 206 477 евро. 

Через прототипы к прорыву

Тяга к бизнесу у Михкеля Йоала всегда была сильнее, чем к учебе. Он начал работать еще подростком. Видя интерес Йоала к фрезерованию и токарному делу, школа дала ему свободный доступ к классу со станками ЧПУ. На прибыль с первых заказов Михкель купил собственный фрезерный станок. В Таллиннском технологическом университете, где он изучал разработку продукта, Йоала продержался пару лет.

«Предпринимательство стало важнее учебы. Я не создан для академического образования. Я учился на собственных проектах», — говорит он.

История его первого стартапа KuupCNC началась в 2012 году. Михкель купил металлорежущий компрессор Bridgeport CNC Series I и начал делать на заказ алюминиевые детали для прототипов. За три года бизнес вырос из небольшого гаража и перебрался в хорошо оборудованную мастерскую.

«Помимо прочего, я изготавливал запчасти для ультрадорогого мотоцикла Renard GT», — уточняет предприниматель.

В 2015 году он, закрыв один проект, открыл другой — Prototaip OÜ. В отличие от KuupCNC, новая компания предлагала клиентам полный пакет услуг — проектирование, изготовление и тестирование не только механических деталей, а также электроники и программного обеспечения. Запуск SprayPrinter сместил акценты — проработав параллельно со стартапом год, Prototaip OÜ прекратил свое существование.

«Фрезерный станок теперь гордо стоит в местной мастерской», — добавляет Михкель.

Первый прототип SprayPrinter стартапер создал из того, что было в гараже. «Сырьем» послужили сломанные клапаны зажигания и одолженный у брата контроллер игровой приставки Nintendo Wii. Софт к устройству написал друг. Собранный «на коленке» SprayPrinter работал, но с задержкой — около секунды.

«Это было доказательством концепции и оказалось достаточным, чтобы убедить команду войти в акселератор Garage48 Hub, а его мотивировать принять нас», — поясняет Йоала.

С каждым новым образцом эстонский изобретатель совершенствовал технологию. Сейчас, чтобы напечатать изображение на любой поверхности, достаточно загрузить нужную картинку в одноименное мобильное приложение и вставить в SprayPrinter аэрозольный баллончик с краской. Устройство общается со смартфоном через bluetooth и светодиодный индикатор. Благодаря скоростному электромагнитному клапану, который открывается со скоростью до 200 раз в секунду, SprayPrinter печатает изображение слой за слоем, пиксель за пикселем.

Краудфандинг в помощь

Прорыв случился, когда Йоала познакомился с Ричардом Мурутаром (Richard Murutar) на вечеринке на небольшом эстонском острове — Tondisaar. Оказалось, у предпринимателей много общего — Ричард тоже занимается предпринимательством с 18 лет. Вдохновленный изобретением, Мурутар предложил Михкелю объединить усилия. Обязанности распределились по способностям — за креатив и технологию отвечает Йоала, Ричард монетизирует проект в роли СЕО.

Публичная демонстрация SprayPrinter состоялась в Тарту во время музыкального фестиваля.

«Это был первый раз, когда принтер не взорвался во время процесса печати, — смеется Ричард. — На самом деле, это произошло, но мы справились с проблемой. С тех пор мы прошли множество демонстраций с людьми, пытающимися напечатать себя, и многие обновления были сделаны на основании обратной связи».

Чтобы начать массовое производство, предприниматели отправились за инвестициями на Indiegogo. Кампания прошла успешно — им удалось собрать $38 788. Еще 30 000 евро принесла победа в эстонском конкурсе бизнес-идей Ajujaht. Этих денег хватило на выпуск первой партии в размере 500 штук. Сейчас SprayPrinter1 полностью распродан по цене 297 евро. Чаще всего заявки на него поступают из США и Германии. Комплектующие заказали в Китае. За производство взялась местная компания Spark Maker Lab, расположенная в одном со SprayPrinter здании.

«Есть несколько причин, по которым мы производили продукцию в Эстонии, — объясняет Ричард Мурутар. — Одна из них заключается в том, что мы могли сразу протестировать устройства. Мы хотим максимального контроля над качеством, и работа более эффективна, если продукты находятся рядом с нами».

Самой большой проблемой, с которой столкнулись партнеры, стал заказ деталей в Китае. Пришлось сдвинуть сроки доставки — производители месяц отмечали китайские праздники.

«Так мы узнали, что важно иметь несколько вариантов. Иногда можно делать все возможное, но при этом быть готовым к форс-мажорным обстоятельствам», — добавляет СЕО проекта.

Альбертов конвейер 

В начале года предприниматели запустили вторую краудфандинговую компанию на Kickstarter. В этот раз SprayPrinter2 собрал $83 288.

«SprayPrinter1 построен вокруг идеи, а SprayPrinter2 — вокруг обратной связи с пользователем, — объясняет разницу устройств Михкель. — Мы многое изменили, но общая форма и концепция остались прежними».

Продажа второй версии продукта (цена за устройство составит 247 евро — ред.) запланирована на весну 2018 года. Объем производства зависит от суммарного количества заказов. Сейчас на SprayPrinter2, по словам СЕО проекта, приходят заявки не только с Kickstarter, а напрямую ­- с веб-страницы продукта. Мурутар надеется на первую прибыль в конце года — в 2016-м оборот компании составил 206 477 евро. Он делает ставку на новое изобретение Михкеля — принтер «Альберт», предназначенный для росписи стен. Первое испытание — портрет Эйнштейна на стене площадью в 100 м² ­- гаджет прошел успешно.

«Это сервис, основанный на технологии, которая позволяет печатать крупномасштабные изображения без особых усилий и времени», — рассказывает Ричард.

Для следующего теста «Альберта» на дымовой трубе высотой 90 метров Михкель Йоала разработал прототип большего размера. Последний вариант «печатает» сразу пятью красками.

Рынок, на который эстонские предприниматели вышли с гаджетами для росписи стен, универсален и перспективен. У SprayPrinter нет аналогов в других станах и конкурентов. Как стартап чувствует себя в абсолютно новой нише?

«Каждое вдохновляющее произведение искусства влияет на людей, живущих в этой среде, и оказывает влияние на все сообщество, — рассуждает Ричард Мурутар. – Кроме того, наличие росписи на стене увеличивает стоимость недвижимости, на которой она находится. Таким образом, выигрывают все».

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья