ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы

Возможно ли государство без территории?

Константин Фрумкин

«Инвест-Форсайт» уже несколько раз сообщал о том, как по инициативе частных лиц на планете пытаются создать новые государства, в том числе на основе новых технологий, например блокчейн-государство «Децентурион». Разумеется, для учреждения новых государств одного блокчейна недостаточно, но нет сомнения, что развитие новых, в частности коммуникационных, технологий рано или поздно приведет к радикальному изменению всей политической системы планеты. 

ИТ и территория

Если задаться вопросом о том, в каком пункте дух современных информационных технологий в наибольшей степени контрастирует с духом традиционной государственности, то, наверное, прежде всего это вопрос о территориальной локальности. Главное, что могут современные коммуникации — устанавливать мгновенную связь практически на любом расстоянии. Разумеется, решение множества общественных вопросов требует не только коммуникации, но и физического взаимодействия, — тем не менее все-таки не всех. Внутри сферы политики и правительственного администрирования огромный пласт функций сводится именно к передаче и обработке информации. Все финансовые операции, включая назначение пенсий и пособий, нотариат и запись актов гражданского состояния, регистрацию сделок и прав собственности, выборы и политическую пропаганду, — эти и многие другие виды деятельности государственного аппарата являются по сути не более чем информационными процессами, а значит, сегодня существуют технические возможности решать эти проблемы без территориальной привязки.

В основе современной государственности находится представление о населении данной территории как политическом сообществе, связанном с определенным правительством, в идеале — избирающим это правительство. Но рост безопасности, развитие информационных технологий и вообще рост экстерриториальности различных общественных процессов может поставить перед нами вопрос о формировании экстерриториальных политических сообществ.

В некотором пределе, в фантазии можно представить себе экстерриториальное суверенное государство, не обладающее собственной территорией, но обладающее населением, которое живет в разных местах на планете, при этом зарегистрировано в качестве граждан данного государства, платит ему налоги или взносы и пользуется определенными сервисами. Впрочем, до категории «экстерриториального суверенного государства» человечество может и не дойти — прежде всего потому что сама категория суверенитета начинает резко трансформироваться: в политической литературе уже даже говорят о процессе «десуверенизации». Однако мы можем представить формирование некоторых экстерриториальных политических сообществ: может быть, «экстерриториальных общин».

Функции экстерриториального государства

Некоторые эмбриональные формы этого мы видим уже сегодня; вероятно, древнейшая из них — католические монашеские ордена. Кроме того, ряд функций государства уже сегодня на нерегулярной основе может быть передан экстерриториальным структурам. Так, коммерческие, ведомственные, корпоративные и отраслевые пенсионные системы не имеют территориальной привязки, хотя обычно и не выходят за пределы одного государства. Международные коммерческие (третейские) суды являются прекрасным примером экстерриториальных судебных органов, куда может обратиться любой желающий. Системы регистрации патентов сегодня являются национальными, но очевидно существование потребности сделать их международными, поскольку их клиентами все чаще являются иностранцы. В условиях исправно действующей системы дистанционной индентификации пользователя и электронной подписи экстерриториальным может стать любой сервис, связанный с регистрацией чего-либо, будь это регистрация брака, прав или юридического лица.

Кроме того, экстерриториальны могут быть любые операции, связанные с перераспределением финансовых средств. Например, чтобы система социального страхования была экстерриториальной, нужно только, чтобы в нее входило достаточное количество участников. Как на экстерриториальной основе могут работать судебные органы, вполне демонстрируют третейские суды. Современные криптовалюты показывают: у экстерриториального государства в принципе может быть своя валюта и денежная политика — только большой вопрос, есть ли в этом практический смысл?

Культурная и образовательная политика в рамках экстерриториального государства в принципе тоже возможна, для этого достаточно иметь нужных объемов денежные средства — особенно это возможно, если сами культурные и образовательные проекты, финансируемые из бюджета сообщества, также имеют сетевой, виртуальный характер. Впрочем, какой-либо культурный проект, например фестиваль, может стать поводом для съезда граждан сообщества, чтобы они наконец встретились в одном физическом пространстве.

Армия и полиция

Труднее всего можно себе представить, как экстерриториальному сообществу могут передаваться функции безопасности. Поскольку у такого сообщества нет территории, ему нечего защищать, однако теоретически можно представить, что «государство без территории» участвует в каких-то военных операциях в составе коалиции — или просто финансируя коалицию, или даже выставляя своих вооруженных граждан — наверное, как добровольцев или на иных началах.

Трудно представить себе, как могут на экстерриториальных началах работать полицейские и уголовно-судебные функции, но, говоря широко, экстерриториальное сообщество может защищать нарушенные права своих членов с помощью аутсорсинговых структур: через юристов, детективные агентства и даже частные военные компании. В принципе, юрист, защищающий права членов экстерриториального политического сообщества, должен выполнять функции, аналогичные функции консулов в современной дипломатической службе.

Можно также себе представить договор между экстерриториальным государством и территориальной политической единицей, в соответствии с которым территориальные структуры исполняют решения судов экстерриториального государства и проводят аресты по их указаниям.

Соревнование за граждан

Главнейшее последствие — и, может быть, важнейший эффект существования экстерриториальных сообществ — должно заключаться в обострении конкуренции политических и административных систем за своих граждан, поданных, налогоплательщиков. Такая конкуренция существует уже сегодня, поскольку существует эмиграция, и люди меняют гражданство. Но территориальный переезд в другую страну все-таки сопряжен с большим количеством препятствий и издержек. Смена экстерриториального государства, вероятно, будет не сложнее, чем смена банка в условиях дистанционного обслуживания. Таким образом, конкуренция за граждан станет дополнительным фактором повышения качества административно-политических систем.

Пока все это фантазии. Куда более вероятным, чем формирование полноценного экстерриториального государства, кажется возникновение множества сообществ, объединенных вокруг одной административной или финансовой функции, например социального страхования или защиты прав. Эти сообщества даже нельзя будет называть политическими; с государством нашего времени их будет связывать только то, что функции, которые они берут на себя, в прошлом были функциями государственных институтов. Однако нельзя отрицать и возможности формирования многофункциональных политических сообществ с атрибутами государств — включая герб, гимн, собственную валюту и даже символические вооруженные силы.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья