Сегодня уже мало кого удивляет, что игровые механики все плотнее входят в ежедневную рутину бизнеса. Российский бизнес, кстати, здесь далеко не исключение — компании не просто внедряют в трудовые будни обучающие бизнес-симуляторы (например, в Obi персонал играет в «Ритмен»), а зачастую и вовсе переводят в игровой формат непосредственные обязанности сотрудников — например, в «Черкизово» и «Сан ИнБев» так поступили с торговыми представителями, разработав под их нужды специальные технологические игровые платформы. Как оказалось, ничего не имеет против игр и использования игровых механик в бизнесе и топ-менеджмент. Например, в древнюю китайскую игру Го с удовольствием играют основатель Microsoft Билл Гейтс и создатель Google Сергей Брин. Все они борются за территорию на гобане (так в Го именуют игровую доску), передвигая черные и белые камни — говорят, помогает справляться с бизнес-задачами и в реальности.
Игра не для всех
Больше всего в Го играют азиатские страны: на первом месте, конечно, Китай, где Го также называют «тайной игрой миллионеров». В России популярность Го тоже на уровне — среди ее поклонников оказались основатель компании Faberlic Алексей Нечаев, глава «Полиметалла» Виталий Несис и владелец бренда «Экспедиция» Александр Кравцов. Говорят, в Го играют во Внешэкономбанке, Сбербанке, Северстали, Росатоме и даже в Администрации Президента.
«В России игра становится все более популярной среди бизнесменов, топ-менеджеров, политтехнологов и управленческих консультантов. В некоторых компаниях принято собираться раз в неделю и на доске в формате мозгового штурма решать стратегические вопросы», — рассказывает бизнесмен Виктор Бахметьев.
В августе 2017 года он вместе с партнерами основал «Академию Го» в Москве и теперь обучает правилам тайной игры для миллионеров всех желающих. Впрочем, не совсем всех. И дело не в том, что за обучение придется заплатить — десятидневный курс стоит от 15 до 25 тысяч рублей в зависимости от времени оплаты (чем ближе к началу занятий, тем выше ценник). А вот в праве пройти обучение могут и отказать: так уже случилось с двумя с потенциальными учениками (перед зачислением на курс у потенциального клиента проверяют даже профиль соцсетей). А уже попавшим в поток ученикам предстоит еще и опрос — правда, для пользы дела.
«Мы стараемся, чтобы кейсы были максимально релевантны составу аудитории, а ученики получили максимум пользы», — говорит Виктор Бахметьев.
Обучение обойдется несколько дороже, чем, скажем, в «Клубе Го и стратегии» (групповой курс из 5 занятий стоит 19 000 рублей, однако в группы набирают только 4 человека). С другой стороны, среди основателей академии — довольно известные люди. Так, сооснователем стала бизнес-тренер Мария Марьясова, а куратором — известный российский спортсмен, президент Западно-Российской Организации «Киокушинкай Каратэ» Виктор Белов. В московском додзе «Каратэ Киокушинкай» как раз и располагается «Академия Го», здесь же проходят занятия курса. Среди экспертов академии — Алексей Чадаев, советник председателя Государственной Думы РФ и директор Института развития парламентаризма. С Марией Марьясовой у Чадаева был общий проект — акселератор для образовательных проектов «Лобачевский». С учениками работает семикратный чемпион Европы по игре Го Александр Динерштейн, а также известный бизнес-тренер Ефим Островский (кстати, он же руководит упомянутым выше «Клубом Го и Стратегии»).
Обучение рассчитано главным образом на средний и крупный бизнес — владелец небольшого магазина или автомойки вряд ли станет местным клиентом. За 10-дневный курс в Академии учат основам игры в Го, но главное — дают представление об основах управленческого мышления через призму древней игровой практики.
«Ученик уже умеет играть на вполне приличном уровне и знает, как применять базовые принципы Го в жизни, но самое главное: он понимает, как переносить жизненные проблемы на доску, а также как эффективные решения с доски транслировать обратно в жизнь», — говорит Виктор Бахметьев.
«Мы не только учим игре как таковой, но и уделяем довольно много внимания тому, как принципы Го-мышления можно применять в реальной жизни — предпринимательстве, управлении, саморазвитии. Те, кому все это не нужно, кому достаточно лишь научиться играть — не наша аудитория», — говорит Алексей Чадаев.
Бизнес, а не игрушки
За последние несколько лет накопилось множество положительных примеров применения игровых механик даже в сложных бизнес-процессах и стратегиях, рассказывает маркетолог UBANK Фархад Керимли.
«Обыденные и скучные действия становятся интересными, их хочется выполнять. Одним из последних новинок с точки зрения развития когнитивных способностей игроков стала игра в Го», — говорит Фархад Керимли.
Конечно, игре можно обучаться и самостоятельно — другой вопрос, будет ли результат.
«На повышение уровня затрачивается непропорционально много времени и усилий, КПД оказывается крайне низким. Рост мастерства под руководством опытного преподавателя происходит гораздо быстрее, можно получить ощутимый результат за разумное время», — уверен Алексей Чадаев.
Так же, как боевые искусства вырабатывают верные рефлексы, игра в Го помогает сориентироваться в кризисной бизнес-ситуации. На практике ведь нужно принимать решение здесь и сейчас, и от того, будет ли оно верным и эффективным, может зависеть судьба бизнеса.
Го уже давно применяется в качестве аналогового и образного метода развития способности у персонала организации принятий решений, говорит доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Эмиль Мартиросян.
«Важная особенность игры — в ее когнитивности, способности предлагать игрокам уйти от реальной картины текущих бизнес-процессов и моделировать новые решения через призму игры. В данном случае сознание человека становится более восприимчивым к информации и расширяется для принятия решений», — говорит Эмиль Мартиросян.
Особенно навыки игры пригодятся в случае крупного и сложно структурированного бизнеса.
«Игра в Го будет более применима к такому уровню бизнеса, когда инвестпортфель состоит из многих предприятий и активов, и вам надо с ними работать. Если вы развиваете один проект или стартап, это все же лишнее», — говорит методолог, игропрактик, руководитель НПО «Игровое образование» Андрей Комиссаров.
Го в регионы
Помимо обучающих групповых курсов «Академия Го» предполагает развивать направление корпоративных и индивидуальных программ. Также в ближайших планах — вывод на рынок образовательных услуг собственной франшизы. Речь идет о развитии в регионах: как говорят основатели, у них уже есть несколько предложений по открытию проектов.
За пределами Москвы, полагают они, проект будет пользоваться популярностью — например, в первом потоке из 30 человек 6 принимали участие онлайн и были как раз представителями регионального бизнеса.
На отечественном рынке франшиза остается достаточно стандартным вариантом развития образовательных проектов. Правда, скорее речь идет все же о детском образовании. Так, в 20 наиболее успешных франшиз, по версии Forbes в России на текущий момент, входит сеть развивающих центров для детей до 11 лет «Сема» (включает более 380 точек в разных регионах страны, а также за рубежом). А 7 место в топ-100 франшиз от портала Beboss занимает сеть футбольных клубов для подростков «Чемпионика» (более 340 отделений). И даже в самых удачных проектах роялти достаточно низкое, в пределах 10 тысяч рублей в месяц, — правда, их перевешивает паушальный взнос (в случае с «Семой» — 170 000 руб.). Другое дело, что франшизы на открытие именно школы игры в Го пока на рынке практически не развиты, хотя спрос, считают в «Академии Го», есть.
«Официально мы пока не продаем франшизу. Но в ноябре будут первые запуски «Академии Го» в регионах», — говорит Виктор Бахметьев.
К тому же франчайзи компании получат не только и не столько деньги.
«Речь идет в том числе о влиянии, хотя у нас хорошая бизнес-модель, особенно для регионов. Люди, прошедшие у нас обучение, становятся лидерами профессионального сообщества у себя в регионах», — поясняет Виктор Бахметьев.
Виктор Бахметьев и Мария Марьясова развивают и другой проект, в рамках которого игре в Го учат как раз детей — речь идет о школе «Юный император». В проекте принимает участие предприниматель Алексей Семенцов, запустивший сначала в Томске, а затем по франшизе и по всей стране сеть детских футбольных клубов «Юниор». Сейчас «Академия Го» подала заявку на регистрацию торгового знака «Юный император».
Хайп вокруг Го
Вряд ли стоит приписывать успехи в мире большого бизнеса только лишь увлечению игрой в Го. Тот же Билл Гейтс, помимо Го, например, активно увлекается покером.
«Давайте посмотрим, во что играли все успешные дельцы Лондона? Они играли в бридж. Лондон был финансовой столицей мира до Нью-Йорка. Хорошо, давайте все играть в бридж. Но важно же, не во что ты играешь, а в какой системе и зачем ты это делаешь. Конечно, Го развивает мышление, а без мышления не бывает бизнеса, все логично», — говорит Андрей Комиссаров.
Увлечение Го — это вторая инкарнация китайского стратегического трактата «Сюнь-цзы», объясняет эксперт.
«Начиная с начала 2000-х, среди бизнес-тренеров было очень популярно рассказывать, как трактат «Искусство войны» применим в бизнесе, как просто он решает все проблемы и отвечает на все вопросы. Они брали притчи Сунь-цзы и переносили их на бизнес. Теперь с Го происходит та же история», — говорит Андрей Комиссаров.
Играть в Го в России в последнее время стало модно.
«За счет этого хайпа игра привлекла много новой аудитории, что стало своеобразным витком ее популярности на фоне классических игр, тренингов и программ обучения, — говорит Фархад Керимли. — Массово начали появляться сообщества любителей Го, возникать идеи ее последующего использования в бизнесе».
Бизнес-тренеры и члены профессионального сообщества предостерегают от излишнего увлечения практикой и призывают не переоценивать значимость опыта Го.
«В предпринимательской деятельности просчитывать каждый ход очень важно, планирование — это основная составляющая бизнеса, все, как в тех же шахматах или Го, — говорит основатель кадрового агентства в области индустрии гостеприимства RABOTARESTORAN Нина Макогон. — Однако сами стратегии игры больше подходят на случай жесткой борьбы между игроками на рынке. Применить всю тактику в бизнесе не получится — только сам принцип».
Автор: Ольга Блинова