ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Иностранные инвесторы против «налога на движимость»

Иностранные инвесторы попросили Правительство России поддержать законопроект Минэкономразвития, выдвинутый в августе 2017 года и предлагающий отменить налог на движимое имущество организаций. Российские бизнес-объединения также поддерживают инициативу. Против остаются регионы: по предварительным оценкам, отмена такого налога может лишить их в целом более 80 миллиардов рублей в год. 

© РИА Новости / Александр Кряжев

Как известно, налог на движимое имущество организаций, который в России не сбирался с 2012 года, опять возвращается с 1 января 2018 года. За соответствующие поправки в налоговый кодекс Госдума проголосовала в третьем чтении 16 ноября. При этом именно регионы станут решать — вводить у себя этот налог или нет. Решение, несомненно, будет непростым, поскольку, с одной стороны, есть необходимость развивать производство в регионе и привлекать инвесторов, которые платят в бюджет другие налоги. С другой — появляется возможность за счет «имущественного» сбора покрывать социальные расходы.

Последние новости говорят о том, что некоторые субъекты идут навстречу предпринимательскому сообществу. Так, например, налоговую льготу сохранят в Санкт-Петербурге. Данный проект закона утвердило недавно Законодательное собрание города.

Стоит подчеркнуть, что бизнесу, желающему инвестировать в производство, горькую пилюлю немного подсластили: с 1 января ставка налога может быть установлена на уровне не более 1,1 процента (в прошлом она равнялась 2,2 процента). Однако и этот факт в ситуации, когда из России наблюдается отток капитала, может отвадить желающих вкладываться в производство.

Обеспокоенность иностранных инвесторов вполне понятна. Поэтому Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), который объединяет интересы 52 зарубежных компаний (BP, Carlsberg, Danone, Enel, Exxon Mobil, Fortum, Nestle, PepsiCo, Siemens, Samsung Electronics, Coca-Cola и ряд других компаний), и направил письмо в аппарат первого вице-премьера Игоря Шувалова, констатировав в нем, что:

«Налог на движимое имущество — это налог на новые инвестиции».

Их поддержали главы четырех бизнес-объединений (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия» и «Опора России»), которые написали письмо президенту РФ Владимиру Путину, где в числе прочего выразили обеспокоенность этой инициативой.

«Вводя указанную дополнительную нагрузку на бизнес, Правительство Российской Федерации планирует ежегодно изымать из инвестиционных программ российских предприятий порядка 60 миллиардов рублей», — отмечается в письме.

По мнению президента «Опоры России» Александра Калинина, на первый взгляд дополнительные 60 миллиардов рублей кажутся не такой большой суммой.

«Но, во-первых, частично возвращается налог на движимое имущество — порядка 80 миллиардов рублей. Так, если в этой части регионы не примут льгот, то в следующем году бизнес заплатит больше на 80 миллиардов рублей по налогу на движимое имущество. Плюс еще эти 60 миллиардов рублей. И это все — налоги на оборудование, которое будет покупаться либо которое куплено недавно и будет облагаться налогом. Таким образом, мы видим, что примерно на 150 миллиардов рублей вырастет нагрузка», — сообщил он.

Соответственно, подчеркнул глава «Опоры России», это приведет к снижению инвестиционной активности, поскольку подорожают «новые технологии, оборудование, по некоторым позициям до 10 процентов».

А бизнес-омбудсмен Борис Титов прямо заявил, что налоговые инструменты, от которых зависит модернизация, «навешаны» на регионы, а у большинства из них налицо огромные финансовые проблемы. И в результате власти субъектов чаще предпочитают синицу в руках в виде дополнительных налогов сейчас, чем журавля в небе в виде гипотетических по времени доходов от новых инвестиций в модернизацию.

При этом, считает Борис Титов, «даже сейчас можно было сделать все по-умному. Да, уж вводить эти злосчастные 1,1 процента, но на то оборудование, которое уже есть. А на новое, которое еще будет, дать рассрочку в 3 года с момента запуска. И бюджеты получили своё, и стимулы к модернизации остались».

Определенный стимул, кстати, действительно остается. Так, например, для того оборудования, чей возраст моложе трех лет с даты выпуска, регионы смогут устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. То же самое право властям субъектов будет дано и в отношении имущества, которое относится к категории инновационного высокоэффективного оборудования.

Автор: Валентин Искитимов

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья