ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

IT-стартапы заказывают музыку

Блокчейн и машинное обучение в шутку называют «оружием массового поражения». Эти технологии действительно кардинально изменили сферу IT. Сейчас они постепенно меняют финтех, медицину — и неожиданно пришли в музыкальную индустрию. «Инвест-Форсайт» подобрал стартапы, которые дают артистам новые преимущества в дистрибуции музыки. 

Звукозапись следующего поколения

До того, как запустить стартап, Диего Фариас (Diego Farias) работал музыкальным менеджером в шведском отделении компании Millicom (Tigo). Сначала он хотел улучшить дистрибуцию, но в итоге придумал концепцию первой в мире мобильной звукозаписывающей компании Amuse. В 2015 году он запустил стартап с сильной командой — сооснователями стали Кристиан Вилссон (Christian Wilsson), Джимми Бродд (Jimmy Brodd), Андреас Алениус (Andreas Ahlenius) и Гай Парри (Guy Parry). Ранее они работали в Spotify, Universal Music и Warner Music. В 2017-м к проекту присоединился американский рэпер по прозвищу Will.I.Am.

Диего Фариас реализовал интересную бизнес-модель в уже немного устаревшей области распространения музыки. Вместо того чтобы брать с исполнителей плату за загрузку мелодий на ресурсы Spotify, Apple Music, Pandora или в магазины iTunes и Amazon, Amuse размещает их бесплатно. Платформа отслеживает судьбу песни (или альбома) в интернете, анализирует данные — как люди слушают и сколько раз скачивают музыку. Если есть прогресс или хотя бы намек на потенциальный прорыв, компания предлагает музыканту лицензионное соглашение. В него входит стратегическое планирование, маркетинг, финансирование, брендинг и PR. Amuse берет все риски на себя и заранее оплачивает проект с одним условием — если потенциальная суперзвезда выстрелит, будущая прибыль делится пополам.

«Данные, к которым у нас есть доступ, дают представление о том, как мы можем помочь артисту, и позволяют находить “драгоценные камни” без каких-либо предубеждений в отношении песни или исполнителей», — рассказывает Диего Фариас.

На платформе, утверждают в Amuse, зарегистрированы десятки тысяч пользователей. В прошлом году проект получил инвестиции в размере $15,5 млн от Lakestar и Raine Ventures. Деньги ушли на расширение в США и Латинской Америке и разработку новых продуктов. В начале года стартап интегрировал на платформе новую опцию — Fast Forward. Этот алгоритм на базе машинного обучения помогает музыкантам «высчитать» будущие гонорары.

Звуковые ландшафты 

В России Олег Ставицкий работал редактором в журнале «Игромания», несколько лет возглавлял отдел новых медиа в медиагруппе «Живи». В 2013 году он эмигрировал в Германию (Берлин), где занялся тем, о чем писал раньше, — разработкой мобильных приложений. Его первым проектом стало детское приложение Bubl. В прошлом году Ставицкий запустил Endel. Официально это «кроссплатформенная аудиосистема». На деле — приложение, которое создает персонализированные звуковые ландшафты для релаксации или, наоборот, концентрации. При генерации музыкального фона алгоритм учитывает разные факторы — частоту сердечных сокращений, время суток, погоду, температуру, etc.

В 2018 году, по данным Crunchbase, стартап привлек €1,1 млн. Endel проинвестировали Amazon Alexa Fund и Jillionaire Major Lazer. Сейчас приложение доступно для iOS и Android, через Amazon Echo. В начале этого года звукозаписывающая компания Warner Music заключила с Endel контракт на создание 20 альбомов (детали сделки не сообщаются). Пять альбомов для сна — «Ясная ночь», «Дождливая ночь», «Облачно днем», «Облачно ночью» и «Туманное утро» — уже вышли. Следующие 15 альбомов планируется создать для релаксации, концентрации и музыки «в дорогу».

«Мы нацелены на создание персонализированных и адаптивных звуковых сред в реальном времени, но мы рады поделиться этими предварительно записанными альбомами, чтобы продемонстрировать силу звука и наши технологии», — заявил в интервью The Guardian Олег Ставицкий.

Теплее, еще теплее

Датчанин Джеспер Скибсби (Jesper Skibsby) долгое время работал музыкальным менеджером. Ему надоело, что он не может отследить песни своих артистов по радио. Возможности существующих инструментов аналитики — BMAT, Radio Monitor и Soundcharts — по его словам, ограничены. Они охватывают несколько тысяч радиостанций. Получается, остальные десятки тысяч точек могут воспроизводить музыку, не платя артисту за работу. В 2017 году Джеспер Скибсби запустил платформу World Airplay Radio Monitor, сокращенно WARM.

Она помогает отследить любую песню на любой радиостанции мира. В основе WARM лежит технология аудио фингерпринт. С ее помощью можно отследить MP3-файл со 100%-ной точностью. Платформа генерирует отчеты — артисты видят, где их песни играют прямо сейчас. У WARM есть доступ к 25 тысячам радиостанций в 131 стране. В этот список входят станции разного формата — начиная с федеральных, заканчивая школьными и даже общинными. Платформа, по словам Скибсби, особенно полезна новичкам. WARM показывает успех песни в определенных регионах, странах и жанрах, а такая информация важна при дальнейшей раскрутке исполнителя.

«В мире насчитывается 51 тыс. радиостанций, и только 10% из них используются для измерения успеха и игрового времени. Это необходимо улучшить. Музыканты и авторы песен сильно пострадали от технологических изменений за последние два десятилетия. Мы хотим, чтобы наши технологии помогли признать важность их работы и творчества», — объясняет Джеспер Скибсби.

WARM работает по подписке — 1 месяц стоит €6 (цена за 1 песню), а 6 мес. обойдется в €4 (за 1 песню каждый мес.). В 2017 году WARM выиграл конкурс Slush Music 20 Pitching. Датский стартап получил $25 тыс. в Amazon Web Service Credits и €10 тыс. на юридические услуги от Рида Смита.

Новая мелодия на блокчейне 

Гарет Эмери (Gareth Emery) — не только известный ди-джей и продюсер. Он криптоэнтузиаст с 2013 года и знает о блокчейне все или почти все. В 2018 году вместе с соучредителями известного проекта CryptoPunks Джоном Уоткинсоном (John Watkinson) и Мэттом Холлом (Matt Hall), а также с Бьорном Никласом (Bjorn Niclas) он запустил блокчейн-платформу потоковой передачи музыки и цифровых платежей Choon. Проект похож на сервис Soundcloud: артисты загружают свою оригинальную музыку и делятся ею со своими поклонниками. Разница в том, что Choon выплачивает гонорары сразу, а не через год, и в собственной криптовалюте Notes. Слушатели тоже могут заработать эти токены, если будут создавать популярные плейлисты и активно комментировать треки.

«Существует распространенное заблуждение, что в музыке нет денег, и единственный способ зарабатывать на жизнь — гастроли, — рассказывает Гарет Эмери. — Объем индустрии составляет $16 млрд. Однако деньги идут не тем людям. Посредников на самом деле не должно быть в музыке. Choon — наша попытка решить эти проблемы, исключить лишних людей и предложить артистам более выгодную сделку».

Основанная в Лондоне платформа стремится выйти за рамки музыкального сервиса. В будущем артисты смогут продавать не только музыку, а билеты на концерты и мерчандайзинг (одежду и аксессуары с логотипами группы/артиста).

Choon намерен выпустить 80 млн монет в течение первых пяти лет. Половина из них будет распределена среди музыкантов. В начале криптоэры люди «добывали» много биткоинов, поясняет Эмери, но с годами вырос «уровень сложности». Choon работает по такому же принципу, только «майнингом» занимаются артисты. С момента запуска стартапа они «намайнили» своей музыкой 126,7 млн Notes.

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья