ENG
Добавить в избранное
В мире, Стартапы

Израильские разработки для летнего отдыха

Доковидный 2019 год оказался рекордным для Израиля с точки зрения привлечения иностранных туристов. Во многом ростом популярности направление было обязано масштабной PR-кампании, проведенной в предшествующие годы в том числе в России, а также развитию инфраструктуры. В настоящий момент власти задумываются над восстановлением отрасли, однако приблизиться к докризисным показателям станет возможно не ранее 2022 года. При этом, как ни странно, туризм и смежные с ним направления являются далеко не самыми популярными точками приложения усилий израильских инноваторов, а их разработки, если сравнивать с другими секторами, реже приживаются среди потребителей. 

«Умный» пляж

Поскольку в значительной степени ростом турпотока ближневосточная страна была обязана совершенствованию инфраструктуры, она же стала объектом внимания израильских инноваторов, готовых предложить идеи для индустрии пляжного отдыха. Учитывая национальные особенности, на первое место здесь вышли технологии повышения безопасности, среди которых популярность приобретает SmartBeach от стартапа Sightbit, созданного студентами университета им. Д. Бен-Гуриона, удивительным образом расположенного не на море, а в пустыне Негев.

Идея будущего проекта появилась у Н. Элиава и А. Бисмута, когда они, отдыхая на пляже, заметили, что в арсенале спасателя одного из самых высокотехнологичных государств мира — лишь оптический прибор, придуманный еще Галилео Галилеем. Вскоре их стартап предложил свою систему мониторинга на воде, основанную на сочетании обычных камер и технологий искусственного интеллекта. Благодаря этому разработка Sightbit умеет выявлять потенциально опасные ситуации, такие как, к примеру, дети, оставшиеся без присмотра, отслеживать изменение погодных условий, а также положение находящихся в море объектов, будь то суда, крупные морские животные или пловцы, оказавшиеся слишком далеко от берега. При этом радиус наблюдения у системы существенно больше, чем у человеческих глаз.

Всю собранную информацию программа в режиме реального времени выводит на монитор спасателя, предупреждая его о рискованном поведении людей, а при необходимости SmartBeach включает сирену. Особого внимания заслуживает то, что технология может использоваться не только в официально разрешенных для отдыха зонах, но и на т.н. «диких» пляжах. В последнем случае информация об опасности будет передаваться не на спасательную вышку, а в службы быстрого реагирования. Технология от Sightbit уже прошла испытания на пляже Пальмахим в Ришон-ле-Ционе, который ежегодно посещает порядка 10 тыс. человек, а наблюдение за купающимися затруднено из-за рельефа местности.

Уникальность Sightbit состоит еще и в том, что это полностью студенческий проект. Помимо группы разработчиков, поддержанной Центром предпринимательства их alma mater — Yazamut 360, средства на воплощение своей идеи команда стартапа получила от Cactus Capital. Последний представляет собой студенческий венчурный фонд при университете им. Д. Бен-Гуриона, созданный для финансовой поддержки молодых инноваторов и воспитания нового поколения инвесторов.

Впрочем, это далеко не единственная израильская задумка такого рода. В 2018 году студент технологического колледжа «Афека», специализирующегося на роботах различного назначения, придумал аппарат, способный добраться до тонущего человека с помощью дистанционного управления с берега. Внешне конструкция похожа на поплавок из известного американского фильма о буднях лос-анджелесских спасателей, а по своему внутреннему устройству она близка к схожему роботу EMILY (Emergency Integrated Lifesaving Lanyard), также придуманному в США. Разницу между ними составляет то, что в отличие собрата, ориентированного на способность нести максимальную полезную нагрузку в виде спасательного жилета или рации, разработчики израильского образца сделали ставку на маневренность и быстроту. Впрочем, несмотря на интерес к сектору безопасности во всех его проявлениях, а также внимание к EMILY, судя по имеющимся данным, разработка от колледжа «Афека» в производство не поступила.

Помимо спасения, высокотехнологичные пляжи ближневосточной страны умеют выполнять и более привычные функции, среди которых, к примеру, выдача инвентаря. Запрос на автоматизацию этой составляющей отдыха возник еще до пандемии и был связан с попыткой муниципалитетов уменьшить расходы на содержание инфраструктуры. Covid-19, стимулировавший спрос на все решения, позволяющие соблюдать т.н. социальную дистанцию, стал дополнительным импульсом для внедрения подобных систем. В этом контексте самыми «умными» являются пляжи Тель-Авива-Яффы, имеющие свое мобильное приложение для пользования услугами.

Tel-Aviv-Yafo Beaches App. позволяет заранее ознакомиться с имеющимся ассортиментом и взять в аренду одновременно до 15 предметов (шезлонгов, зонтиков, стульев). Кроме того, аппликация дает возможность узнать о доступных активностях и удобствах, разрешении на вход с домашними животными, а также мониторить погодные условия (температуру воды, воздуха и высоту волны). Приложение поддерживается устройствами на платформах Android и iOS, работает на иврите и английском языке. Последним далеко не всегда могут похвастаться израильские туристические приложения, что существенно затрудняет пользование для иностранных туристов.

Впрочем, будучи муниципальной задумкой, Tel-Aviv-Yafo Beaches App., разумеется, сталкивается с критикой, что понижает его рейтинг в магазинах приложений до 3,5 в Appstore и 4 в Google Play. Пользователи традиционно для подобных аппликаций жалуются на технические проблемы при входе или оплате, а также сетуют на то, что приложение не имеет функции мониторинга наличия медуз, существенно осложняющих пребывание в воде в июне-июле.

Однако последняя задача также уже решена с помощью сайта meduzot.co.il, созданного Управлением природы и парков Израиля. Основной функцией страницы является составление карты нахождения опасных и неопасных для человека морских обитательниц на пляжах. При этом пользователи сами могут делиться сведениями, авторизовавшись при помощи учетных записей в Facebook, Google или электронной почте. Вместе с тем миссия meduzot.co.il гораздо шире и охватывает научные и просветительские цели. Интернет-ресурс содержит советы о медицинской помощи при укусе медузы, а также о том, почему эти виды морских существ все же полезны для сохранения природного баланса. Помимо этого, сайтом пользуются израильские ученые, на основе «народной» карты исследующие медуз.

И нет ничего нового под солнцем? 

Как ни странно, но в Израиле не изобрели ни «умный» пляжный зонт, ни инновационный шезлонг. Их чаще всего советуют приобретать через интернет на крупных маркетплейсах. Нет даже собственного приложения, отслеживающего опасную солнечную активность, хотя последние пользуются большой популярностью в Европе и США. Однако местная косметическая промышленность, выпускающая различные товары, в том числе солнцезащитные средства, все же пробовала проводить эксперименты в этой области.

Израильский бренд SeboCalm, делающий упор на средства для чувствительной кожи, несколько лет назад предложил потребителям мужской солнцезащитный крем SeboCalm Men-28 SPF, обещающий комплексную защиту для кожи головы, основанную на сочетании масел жожоба, экстракта жемчуга и зеленого чая. Продукт, позиционировавший себя на рынке как отвечающий специфическим запросам местных мужчин, судя по всему, большой популярности среди потребителей не получил и в текущем пляжном сезоне в продаже не значится. Однако на рынке остался его «младший брат» от другого косметического производителя — Dr Fisher. Крем, состоящий из того же зеленого чая, алоэ вера и «волшебного ореха» гамамелиса, прочно укореняющегося в косметических средствах израильского производства, предназначен только для кожи лица, в качестве бонуса обещая взять на себя функции лосьона после бритья.

Израильские бренды пляжной одежды, такие как SilkyFit и Gottex, в описаниях своей продукции на сайтах упоминают инновационные составляющие как производства, так и дизайна своих изделий. Однако в большинстве случаев речь идет о сочетаниях тканей, которые повышают износоустойчивость, или о технологии нанесения принтов, продлевающих их яркость. Таким образом, уровень разработок в целом сравним, а иногда и уступает тому, что предлагают их зарубежные аналоги. А потому, особенно для детей, израильские обзоры пляжных новинок чаще рекомендуют европейские или американские купальные костюмы. Дальше всех продвинулась, пожалуй, марка Blankkini, рекламирующая товары под многообещающим слоганом «Нового Завета» в пляжной моде, дающего шанс отказаться от бесконечного передвигания бретелек в пользу купального костюма, через который можно без труда получить равномерный загар.

В целом, как известно, аналогичные идеи есть и у других мировых брендов, однако Blankkini предложила собственное решение. Суть его заключается в том, что ткань пропускает от 75% до 85 % полезных лучей UVA, в то время как блокирует вредное излучение UVB до 15%. Таким образом, материал эквивалентен солнцезащитному крему с фактором SPF 20. Впрочем, этим косметическим средством Blankkini все же советует дополнить пляжный арсенал обладательниц своих изделий, увеличив защиту кожи. Также производители обещают, что их продукция быстро сохнет и устойчива к повреждениям от морской соли или хлора. Кроме того, в наборе с купальником предлагается браслет, меняющий цвет в зависимости от опасности солнечной активности в течение дня.

Помимо прочего, опыт Blankkini и Gottex иллюстрирует общую проблему израильской легкой промышленности, сдерживающий ее инновационный потенциал. Заключается он в серьезной зависимости от экспорта, до пандемии преимущественно китайского, что привело к тому, что израильские бренды не были привлекательными для инвесторов направлениями вложений и оказались вынуждены полностью или частично ориентироваться на коллаборации. Так, Blankkini делает принты на итальянских фабриках. А вот владелец Gottex — холдинг Africa Israel, помимо этой израильской компании, представляющей в стране еще и известные испанские марки одежды, в 2021 году заявил о продаже в течение предстоящих 4 лет оставшихся 50% акций Gottex иностранным инвесторам и сосредоточении на своем основном направлении — секторе недвижимости. При этом не исключено, что на решение Africa Israel повлияла ситуация в Израиле, где сектор ритейла пострадал из-за сбоев поставок и продолжительных ограничений на работу торговых центров.

Мотоцикл-амфибия

Забронировав инвентарь и подобрав правильный наряд, отпускник еще должен добраться до пляжа. Если речь идет о внутреннем туризме и путешествиях на личном транспорте, то это порождает острый вопрос парковки. Решить обе проблемы, а в качестве бонуса получить водное развлечение предлагает израильский мотоцикл Biski от Gibbs Sports Amphibians. Щелчком выключателя байк с автоматической коробкой передач, развивающий максимальную скорость до 128 км в час, превращается в водный скутер, достигающий скорости 32 узла в час. Вес амфибии составляет около 230 кг, причем внутри он полый, что улучшает его водные характеристики.

Имеет Biski и несколько недостатков. Первый из них заключается в том, что в силу конструктивных особенностей, обеспечивающих передвижение по воде и суше, для него сложно входить в повороты в обеих стихиях. Также мотоцикл лишен мест хранения, поскольку, по замыслу разработчиков, водный байкер, судя по всему, путешествует налегке. Наконец, главная проблема состоит в том, что не налажен серийный выпуск таких машин, что отдаляет потенциальных покупателей от воплощения на нем своего отпуска мечты.

Фото: gibbssports.com
Фото: gibbssports.com

Eда с доставкой на пляж 

В Израиле еще до начала коронавирусного бума на интернет-покупки предпринималось несколько попыток запустить такой сервис исключительно для пляжного отдыха, что было связано с высокой стоимостью товаров в заведениях на набережной. Среди супермаркетов, пытавшихся занять эту нишу, выделилось приложение Mishlochof, привлекавшее покупателей ценами порой вдвое ниже, чем у конкурентов. Аппликация предлагала привезти готовую еду, напитки, солнцезащитные средства, пляжную одежду или инвентарь, также в меню значились уже готовые семейные наборы. В планах у разработчиков было расширение сервиса за счет бронирования билетов на проходящие поблизости концерты и дискотеки, а также больший географический охват. Если на начальном этапе курьеры осуществляли доставку на пляжах Тель-Авива, Ришон-ле-Циона и Эйлата, находя своих клиентов на месте через GPS, то в будущем сервис должен был стать доступен для Герцлии.

К сожалению, в текущем году приложение не обновлялось, а сайт разработчиков недоступен. Впрочем, все же есть надежда на продолжение начинаний в этой сфере. С одной стороны, при создании Mishlochof авторы идеи консультировались с крупными производителями товаров и напитков, придя к выводу, что те заинтересованы в сотрудничестве с сервисом, увеличивающим их продажи. С другой стороны, реалии пандемии и социального дистанцирования повысили популярность услуг по доставке как таковых, в то время как закрытие заведений в прибрежной полосе снизило для подобных приложений конкуренцию.

Автор: Елизавета Якимова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья