ENG
Инвестклимат, Мнение

Как коронавирус влияет на рынок медицинских услуг

Евгений Кан

Евгений Кан

Заместитель генерального директора федерального медконсьержа «Этнамед»

Отсутствие регулярной работы с поликлиническим звеном на уровне города, села, деревни. Отсутствие четких инструкций на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Отсутствие возможности получить оперативную информацию, а также консультацию и медицинскую помощь. Это лишь малый перечень проблем, существующих в отечественной медицине, которые «подсветила» ситуация с коронавирусом. О том, как новый грипп повлияет на рынок медицинских услуг и какие направления он затронет в первую очередь, рассказывает заместитель генерального директора федерального медицинского консьержа «Этнамед» Евгений Кан. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Россию масштабная статистика по коронавирусу пока обошла стороной, но пациенты с подтвержденным диагнозом есть и у нас. Заболевших с подтвержденным диагнозом становится с каждым днем только больше. И если раньше в обществе преобладало настроение «авось пронесет», то теперь до всех, включая высшие органы управления страной, постепенно приходит понимание, что проблема серьезнее, чем казалось вначале.

Мы видели, как среагировали на угрозу китайцы: очень слаженно, жестко, конкретно — так, как этого требовала ситуация. Благодаря этому заболеваемость в Китае идет на спад. В Европе реакция на коронавирус была гораздо менее четкой. К каким последствиям это привело, мы видим.

Как отреагирует наша страна, сказать сложно. Но ряд проблем, которые «вскрыл» коронавирус и которые требуют решения, очевиден уже сейчас. Одна из них заключается в том, что отечественная система здравоохранения очень разбалансирована. Сравнивать есть с чем: я еще помню, как была поставлена работа санитарно-эпидемиологической службы во времена СССР, и вижу, как она реагирует на ситуацию сейчас.

На данный момент у жителей большинства городов нашей страны, особенно с небольшой численностью населения, отсутствует возможность получения оперативной информации. Это создает ощущение, что нам как будто чего-то недоговаривают, и это, безусловно, влияет на поведение людей, их настроение, усиливает недоверие к информирующему органу. Из-за этого управлять и лечить становится сложнее.

У граждан России отсутствует возможность оперативно получить консультацию — как минимум, а как максимум — квалифицированную медицинскую помощь. Случись что, совершенно непонятно, что делать: звонить в скорую, бежать в поликлинику?

Обращение к медикам не всегда гарантирует получение адекватной и быстрой реакции. Есть ощущение, что и скорая, и клиники немного дезориентированы. Не уверен, что специалисты лечебных учреждений знают, куда направить пациента с подозрением на коронавирус, чтобы провести ему дифференциальную диагностику (речь не только о Москве, а о всей стране в целом). Подобные ситуации возникают из-за отсутствия четких инструкций, которые жестко спускаются сверху. Есть ли эти инструкции сейчас — вопрос.

Ситуация с коронавирусом показала ограниченность возможностей наших лабораторий. Работа по экспресс-диагностике заболевания слабо организована даже в Москве. Эта проблема напрямую связана с другой, которую также «подсветила» история с COVID-2019: очевидно, что уровень науки серьезно снизился. Слабая научно-производственная база привела к отсутствию в России экспресс-тестов на внешние новые вирусы и бактерии. Понятно, что если бы у нас было, условно говоря, не 10 научно-исследовательских инфекционных лабораторий, а 100, то ученые в 10 раз быстрее отреагировали бы на появление нового коронавируса.

Поэтому изменения в сфере медицинских услуг в первую очередь должны коснуться рынка лабораторной экспресс-диагностики и превентивной медицины. На сегодняшний день это два самых слабых звена в российской системе здравоохранения.

Первые шаги в данном направлении уже можно наблюдать. Так, в некоторых крупных городах страны появилась платная услуга проверки на коронавирус, в том числе на дому. Появился спрос — бизнес на него отреагировал. Бизнес в принципе реагирует на ситуацию быстрее. Например, медицинские страховые компании уже предлагают гражданам, выезжающим за рубеж, страховку от коронавируса. Эксперты ожидают, что COVID-2019 изменит правила игры на рынке медицинского туризма. Новый грипп усилит конкуренцию между странами за клиентов, пациенты станут более требовательными в плане выбора поставщика медуслуг, поэтому клиникам, работающим с медицинскими туристами, придется искать новые подходы в работе с клиентами, направленные на максимальную заботу о них.

Что касается второго слабого звена российского здравоохранения — профилактики и превентивной медицины, — то за два дня наладить его работу невозможно. Для этого нужно время. Но я надеюсь, что уже сейчас хотя бы на первичном уровне, в поликлиниках, куда граждане обращаются в первую очередь, появятся необходимые инструкции и регламенты, будет организована работа специальных кабинетов и служб.

Однако несмотря ни на что, позитив в этой истории с коронавирусом есть. Сейчас, когда гром прогремел и мы стали свидетелями репетиции Апокалипсиса, все потихоньку начали шевелиться. Уверен, что первичные выводы о готовности наших санитарно-эпидемиологических служб к реагированию на биологическую вспышку в определенных кругах были сделаны — и сейчас над ними работают.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья