ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Спецпроекты

Из Архангельска в порт Эверетт: как современные суда покоряют Северный морской путь

Северный морской путь (СМП) — самый короткий торговый маршрут из Азии в Европу, способный сократить традиционный путь через Суэцкий канал на 11 дней. Для отрасли, где несколько часов простоя приравниваются к убыткам в десятки тысяч долларов США, тяжело переоценить столь значимую экономию. О том, как развивается СМП, рассказал Алексей Антоненко, глава центра компетенций по решениям в области судоходства Orange Business Services.

Фото: Сергей Никитский

Алексей Антоненко — глава центра компетенций по решениям в области судоходства Orange Business Services

Несмотря на весь свой потенциал, СМП — не только самый короткий, но и наименее востребованный торговый путь из Азии в Европу. В 2015 году на перевозку грузов по Севморпути было выдано всего около 600 разрешений, а ежегодный объем транспортировки пару лет назад составлял всего 4 млн тонн. Вместе с тем объем грузоперевозок растет: в ближайшие несколько лет эксперты предрекают 20-кратный рост показателей. Почему ожидания могут даже превысить 80 млн тонн, разберем ниже.

Преимущества и недостатки Северного морского пути

Потенциал СМП складывается из нескольких факторов. Главным образом речь идет о текущем глобальном потеплении и развитии технологий, которое может не только обеспечить сокращение временных затрат на перевозку грузов, но и повысить безопасность судов и команды. Чтобы преодолеть привычный маршрут Роттердам-Йокогама через Суэцкий канал, судно преодолевает 11 205 морских миль (20 751 км). СМП способен сократить его больше чем на треть (34%) — до 7 395 морских миль, или 13 603 км. Если оцифровать разницу, получим экономию в миллионы долларов США.

Для России Северный морской путь выгоден не только возможностью получить стратегический канал перевозки грузов, но и потенциальными заработками от использования инфраструктуры и ледоколов. СМП — дополнительное сообщение отдельных регионов страны, включая европейский Север, север Сибири и Дальнего Востока, где расположены крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Недостатки у СМП тоже есть, и их немало: короткий навигационный сезон (3-5 месяцев в году), сложные ледовые условия, высокие страховые сборы с компаний-судовладельцев, специализированные суда с «ледовым» классом, сложность в проведении поисково-спасательных работ и низкая развитость вспомогательной инфраструктуры. И если продолжительность навигационного сезона увеличивается за счет глобальных климатических изменений (хотя многие ученые говорят о цикличности погоды в Арктике), то все остальные проблемы смогут решить только технологии.

Как технологии помогают осваивать Севморпуть

В освоении Северного морского пути важнейшую роль играют информационные технологии. Технические достижения используются для улучшения навигационных условий судов ледового класса, обеспечения их беспрерывной высокоскоростной связью, усилением прочностных и ходовых характеристик, а также улучшением условий быта и работы для членов экипажей судов.

Навигация

В сложных ледовых условиях критична правильная оценка конфигурации ледовых полей. Сегодня путь может быть свободен, а завтра на открытой воде случится ледовый затор, в результате которого судно рискует оказаться заблокированным льдами и будет вынуждено расходовать драгоценное время и топливо на преодоление препятствий. Повысятся затраты на перевозку — пострадает экономическая составляющая перевозки. Выход из положения — ледовые карты с обновлением в режиме реального времени. Их разработкой занимаются как государство, так и частные компании, например японская Weathernews. Ученые проводят обследование конфигурации льдов, анализируют полученную информацию и после передают прогнозы по ледовой обстановке в компетентные государственные органы и судовладельцам. Для создания real-time ледовых карт необходим мониторинг льдов, например посредством аэрофотосъемки, надежная связь и комплексное программное обеспечение для судов. Если с аэрофотосъемкой и ПО особых проблем не возникает, то гарантировать широкий канал связи в так называемых высоких широтах не всегда просто.

Связь

Так как спутники связи расположены на орбите, совпадающей с экваториальной плоскостью Земли, в море работает простое правило: чем ближе к полюсам, тем хуже качество связи. Обеспечить постоянную связь на участках СМП помогает компания Iridium, но пропускная способность каналов все еще очень мала, а стоимость трафика завышена. Ещё один вариант — системы стандарта VSAT.

Мы тестировали современные системы связи совместно с ГК «Доброфлот», пустив судно по участкам морского пути в высоких широтах и оценивая качество соединения на протяжении всего маршрута.

На определенных участках высокие элементы рельефа выступали препятствиями перед антенной, но найденное решение позволило антенне на судне автоматически переключаться между 3 хабами и 6 спутниками, подгружая конфигурации на протяжении всего пути. Таким образом, исключилась возможность проблем со связью и минимизировались риски на достаточно опасных параллелях.

Судостроение

Для увеличения продолжительности навигационного сезона используют специальные типы судов: ледоколы и транспортники с возможностью прохождения льдов толщиной вплоть до 2 метров. Создание таких судов — одна из приоритетных стратегических задач отечественной транспортной системы.

Основной критерий надежности судов ледового класса — прочность корпуса, призванного выдерживать нагрузки при столкновении с отдельными льдинами и сжатии судна льдами. К сожалению, увеличение прочности корпусов приводит к увеличению веса самого судна, что становится причиной снижения коммерческой грузоподъемности судна. Оптимальную конфигурацию корпуса подбирают как в процессе инженерных расчетов, так и в ходе испытаний. IoT-датчики позволяют контролировать параметры прочности и ледовую обстановку на протяжении всего рейса.

Заключение

Несмотря на все сложности освоения Севморпути, он остаётся одним из приоритетных направлений развития в ближайшие годы. Судоходные компании уже могут констатировать ряд положительных изменений: развитие береговой инфраструктуры, включая морской порт в ямальской Сабетте, постройку арктических контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС/GPS. К 2020 году планируется создание целой сети подобных станций вдоль всего Северного морского пути.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья