ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Как выжить отрасли школьного питания

Меры по предотвращению распространения коронавируса в России становятся все более кардинальными и жесткими. Перевод сотрудников организаций различного типа и уровня на работу в удаленном режиме не может не отразиться на экономике. Об этом не говорил только ленивый. Но если некоторые компании могут себе позволить удаленку или даже временное прекращение деятельности, то как быть предприятиям, рентабельность которых напрямую связана с наличием клиентов? Речь идет о сфере школьного питания. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Отрасль социального питания как никакая другая попадает под удар экономического кризиса, вызванного карантином. Дистанционный режим обучения может и не закончиться 12 апреля, так как ситуация с вирусом пока напряженная. Как же предприятия отрасли школьного питания и сотрудничающие с ними поставщики переживут вынужденное бездействие? И как после этих событий будет выполняться проект бесплатного завтрака, старт которого запланирован на 1 сентября?

Социальное питание на грани гибели

Ассоциация предприятий отрасли социального питания обратилась к правительству с просьбой о поддержке. В обращении руководитель Ассоциации Андрей Плышевский отразил проблемы, которые уже настигли комбинаты школьного питания и в будущем могут привести к закрытию многих небольших компаний. На фоне временного закрытия школ предприятия отрасли терпят колоссальные убытки. Предприятия социального питания функционируют на постоплатной основе, что означает предварительную закупку продуктов и получение прибыли за уже предоставленные услуги.

В период простоя убытки складываются из целого ряда факторов — порча уже закупленных продуктов, расходы на выплату зарплат сотрудникам, которых невозможно перевести на удаленную работу. Как отметил Плышевский, предприятия, имеющие в штате более 300 работников, особенно сильно попадают под финансовый удар. Ситуация, сложившаяся сейчас в сфере социального питания, ставит под вопрос своевременность и план выполнения задачи перехода на обеспечение учеников начальной школы горячим питанием с 1 сентября 2020 года.

Беспокойство руководителей и совладельцев предприятий уже начинает оправдываться. В регионах многие комбинаты социального питания почувствовали приближение кризиса. Газета «Сибирь. Реалии» и депутат краевого заксобрания Александр Глисков на личной странице «ВКонтакте» написали о том, что руководитель Красноярского муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» перевел всех сотрудников компании на оплату по урезанному тарифу.

По крайней мере, такие действия правомерны с точки зрения трудового законодательства, так как руководство имеет право переводить работников на ставку в 2/3 тарифа при вынужденном простое предприятия. Но есть случаи и незаконных действий. Например, Telegram-канал «Территория здравого смысла» сообщает, что работников пищеблоков детских садов и школьных столовых в Волгограде руководство в лице сестер Жилиных вообще заставляет писать заявления об отпуске за свой счет. То есть работники в период карантина лишаются и без того небольшого заработка.

Мнение бизнеса

Генеральный директор ООО «Комбинат социального питания» из Ярославля Максим Вахруков прокомментировал ситуацию в отрасли, обозначив, что для их предприятия карантин и вынужденный простой станут серьезным испытанием. По словам Вахрукова, математика тут простая — в компании работают около 500 сотрудников, 400 человек непосредственно на производстве и 100 в обеспечении и сопутствующих службах (логистика, бухгалтерия, управление, специалисты по оборудованию).

Если карантин затянется, то по закону всем работникам компания обязана выплачивать часть заработной платы и, соответственно, все полагающиеся взносы и отчисления в налоговую и социальные фонды. Учитывая эти расходы и резкое падение доходов, предприятие несет значительные убытки. Это касается компаний, обеспечивающих питанием школы.

Ситуация с садиками не настолько печальная, но тоже не радует. По оценкам Вахрукова, на данный момент посещение садиков снизилось на 20%, в предполагаемом будущем цифра может увеличиться. Это означает, что спрос на питание упадет, а расходы останутся практически такими же, как прежде. Закрытие детских садов спровоцирует кризис и в этой сфере социального питания. Проблема не только в том, что предприятия терпят убытки, но и в том, что теряется налаженный график поставок и контроля качества продуктов, связи с поставщиками. По сути, вся система, тщательно выстраиваемая в течение 5 лет, может рухнуть.

Не все предприниматели согласны с такой позицией. Например, руководитель ООО «Мордовская кейтеринговая компания» Тимофей Фионов считает, что:

«Эпидемиологический кризис затронул отрасль школьного питания не больше, чем экономику в целом». 

Предприниматель уверен, что панические настроения не оправданны. Во всяком случае на региональном уровне руководство Республики Мордовия уделяет достаточно внимания социально значимому бизнесу. В регионе задействованы такие методы поддержки, как отсрочка выплаты страховых взносов. Фионов видит возможные проблемы в отрасли лишь в том случае, если поднимутся цены на продукты в целом. Также бизнесмен не видит угрозы для реализации проекта бесплатного горячего питания учеников младших классов, старт которого запланирован на 1 сентября этого года.

Сколько стоит накормить школьника?

В целом статистика такова: услугами школьного питания в России пользуются 16 млн школьников, из которых около 10 млн — бюджетные льготники. Общий оборот в отрасли — около 100 млрд рублей (информация взята из отрытых источников). Закон о школьном питании, вернее, поправки, внесенные в статью 37-ФЗ, привел к большему вниманию бизнесменов к этой сфере деятельности. Объясняется это тем, что на рынок должны зайти федеральные и региональные бюджетные средства. Однако большинство предпринимателей с недоверием смотрит в сторону социального питания, главным образом из-за низкой рентабельности бизнеса.

Простые расчеты: рентабельность школьного завтрака начинается с наценки в 25 рублей, что при минимальной продуктовой стоимости 30–35 рублей по сегодняшним ценам приводит к самой низкой цене одного приема пищи в 50–55 рублей. По оценкам самих же бизнесменов, чтобы качественно накормить школьника, стоимости завтрака в 50–60 рублей мало, минимальный порог — от 70 до 85 рублей. Цена в 85 рублей позволяет полностью обеспечить качественным рационом младшего школьника, для учеников средних и старших классов стоимость повышается на 10–15 рублей для завтрака и на 15–20 рублей — для обеда.

Анкетирование, проведенное АНО «Институт отраслевого питания» и интернет-проектом «За школьное питание», показало, что самая высокая стоимость одного приема пищи для младших школьников заложена в Магаданской области: завтрак —130 руб., обед — 220 руб. Далее на понижение: Ненецкий АО — 114 руб., Ямало-Ненецкий АО — 91 руб. Самые низкие стоимости школьного приема пищи в Липецкой области (32 руб.), в Кабардино-Балкарии (33,4 руб.), Республике Адыгея (36 руб.). Вопросы анкеты были отправлены в отраслевые службы 86 регионов, ответы были получены от 56.

По словам Вахрукова:

«После Послания Президента был явный всплеск интереса у существующих игроков на рынке к развитию внутри своего или даже в другие регионы, а также интерес у инвесторов войти на рынок социального питания. Сейчас ситуация немного поменялась. По существующим контрактам операторы получают оплату только за оказанную услугу. Соответственно, нет детей в школах, нет факта оказания услуг, нет оплаты. Заказчики в лице государственных органов власти получают экономию бюджетных средств, а операторы — убытки. Большинство операторов сокращает расходы, отказывается от запланированных инвестиций, пытаются сформировать подушку безопасности, а проекты развития замораживаются. В то же время инвесторы из других отраслей, не пострадавших или даже выигравших в этой ситуации, активизируются с предложениями о продаже компании, созданию новых операторов и т.п. Сейчас есть хорошая возможность для поглощений, слияний и иных форм консолидации рынка».

Комментарий руководителя АНО «Институт отраслевого питания» Владимира Чернигова:

«Объявленный до 12 апреля в школах страны карантин вызвал недюжинное беспокойство операторов социального и общественного питания. Это и неудивительно — работая по системе постоплаты, по ценам на грани себестоимости, при этом находясь в границах строжайших стандартов качества, компании, которые кормят школьников, заговорили о серьезных убытках и необходимости сокращать сотрудников. Правительство уже отреагировало на эти обращения и готово поддержать отрасль в целом. Кроме того, в ряде регионов школьникам, которым полагается бесплатное питание, его будут доставлять домой в виде сухих пайков. И хотя высока вероятность того, что карантин может затянуться намного дольше 12 апреля, мое глубокое убеждение — никакая паника и истерики не помогут нам решить насущные проблемы школьного питания. Более того, считаю совершенно недопустимым под предлогом эпидемиологического кризиса ставить под угрозу запуск проекта бесплатного горячего питания для младших школьников, так называемого “президентского завтрака”, с 1 сентября. Нынешний кризис необходимо использовать для решения проблем, о которых мы постоянно говорим как о препятствиях для запуска проекта».

Предприниматель из Ярославля уверен в том, что эпидемиологический кризис серьезно отразится на подготовке к выполнению Послания Президента и закона о школьном питании. На это, по мнению Вахрукова, есть три причины.

Первая причина — сам закон принят, но остается много «белых пятен» и нерешенных вопросов. В частности, нет адекватных нормативных актов от профильных министерств, методических указаний по исполнению, нет четких положений СанПин и т.д. По сути, процесс подготовки к запуску проекта сейчас отодвинут на задний план из-за проблем, спровоцированных пандемией. Разработка всех необходимых для реализации закона документов заморожена.

Вторая причина — задержка общей подготовки к старту проекта усугубилась кризисом на местах, региональные власти также заняты решением более важных насущных задач. В регионах, как можно судить по Ярославлю, нет целевой программы по модернизации школьных столовых и пищеблоков. Впрочем, как нет и бюджетного финансирования, которое должно быть утверждено областными властями. В Ярославле этот вопрос должен быть рассмотрен и решен в мае, но в связи с пандемией срок может быть упущен, что приведет к неготовности региона к внедрению проекта горячих школьных завтраков.

Третья причина — прогнозируемая нехватка персонала, которая вероятна из-за процесса сокращения, вызванного кризисом. Стремясь сократить расходы и убытки, предприниматели сферы школьного питания начнут сокращать сотрудников. В итоге к началу учебного года предприятия попросту не смогут в полном объеме обеспечивать услуги из-за недостатка рабочих рук.

Готовы ли регионы к президентскому завтраку?

Согласно результатам опроса, о котором мы писали выше, из 56 регионов, которые предоставили информацию, к вводу бесплатного горячего питания для школьников на 100% готовы 23 региона (Белгородская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Курская, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Орловская, Пензенская, Тюменская, Ярославская области, Санкт-Петербург, Ненецкий Автономный округ, Ямало-Ненецкий округ, Ставропольский край, Башкортостан, Марий-Эл, Хакасия, Кабардино-Балкария и Севастополь). О готовности на 95–99% сообщили 9 регионов (Томская, Тамбовская, Смоленская, Самарская, Ростовская, Магаданская, Астраханская области, Чеченская республика и Забайкальский край). В Новосибирской области из 960 школ не готовой оказалась только одна школа. 10 регионов (Архангельская, Брянская, Кировская, Ивановская и Иркутская области, Пермский, Алтайский и Камчатский край, Республика Адыгея) на момент подготовки релиза не дали ответ на этот вопрос. В администрации Калужской и Калининградской областей сообщили, что степени готовности в их регионах даст оценку Роспотребнадзор. Во Владимирской области признали необходимость в ремонте и модернизации пищеблоков в зданиях образовательных организаций, при этом уточнив, что меры по приведению всех школьных столовых в соответствии с СанПин будут приняты до 1 сентября 2020 г.

Фионов говорит о том, что в Мордовии был проведен аналогичный экспериментальный проект в 2009–2011 годах. В задачи проекта входили меры по улучшению и совершенствованию качества питания школьников. В процессе эксперимента в школах была проведена модернизация столовых и пищеблоков, сделаны ремонты, произведена замена оборудования. Помимо переоборудования пищеблоков, было полностью пересмотрено меню и составлен рацион питания для школьников с учетом потребностей и современных тенденций. Благодаря эксперименту в регионе насчитывается наибольшее количество пароконвекторов из расчета на 1 школу в Мордовии выше, чем в других регионах. По словам Фионова:

«У нас даже самые маленькие школы в самых отдаленных районах технически оборудованы лучше, чем некоторые школы в столицах региональных центров. Поэтому смело могу сказать, что к 1 сентября 100% школ Мордовии готовы кормить младших школьников бесплатными горячими завтраками».

Руководитель АНО «Институт отраслевого питания» выразил уверенность, что отрасль можно спасти от последствий кризиса. Но для этого необходима помощь федеральных и местных властей. В частности, помочь бизнесменам снизить убытки могут такие меры: налоговые каникулы, отсрочки по выплате страховых взносов, а также введение функции доставки продуктовых пайков и сухих завтраков льготным категориям школьников.

В свою очередь Вахруков говорит о том, что проект президентских горячих завтраков не будет сорван. Причин тому много — работа большинства предприятий давно и стабильно отлажена, в этой сфере мало кредитов, поэтому громкие банкротства бизнесменам не грозят. А если к уже имеющимся активам подключится помощь государства, то отрасль сможет успешно развиваться в заданном направлении.

Как утверждает предприниматель, для этого нужно не так много. Первое — установить стандарты отрасли на федеральном уровне, не откладывая на долгий срок, принять нормативные акты по стандартам школьного питания. В частности, это касается нормативов СанПин, разработка которого входит в обязанности Роспотребнадзора. Также для дальнейшего продвижения проекта необходимы методические разработки по организации школьного питания от Минпросвещения.

Второе — для старта модернизации школьных столовых и пищеблоков необходимо до 15 мая утвердить в региональных парламентах областную целевую программу по модернизации оборудования, чтобы до 1 сентября было время ее выполнить. Третье — обеспечить поддержку предприятий социального питания на уровне законодательства (44-ФЗ). А именно — провести госзакупку и заключить контракты на 2,5 года с компаниями на организацию питания в школах и детских дошкольных учреждениях, обеспечив тем самым государственный заказ на установленный срок.

Четвертое — сохранить штаты сотрудников предприятий социального питания на время вынужденного простоя, освободив компании от страховых выплат и обеспечив работников компенсациями за простой отрасли.

Как уже было заявлено, Москва, Московская область и Ярославль приняли меры по поддержке операторов социального питания. В этих регионах запущена система по обеспечению продуктовыми наборами и сухпайками школьников, имеющих социальные льготы на питание. Аналогичные программы стартовали еще в ряде регионов. В частности, в Нарве, Кировской и Рязанской областях.

Автор: Анна Журба

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья