ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Кодить с пеленок

Программирование становится базовым навыком, как чтение или письмо. В будущем оно по важности обгонит даже знание иностранных языков! «Инвест-Форсайт» отобрал лучшие EdTech-стартапы со всего мира, которые ломают школьные шаблоны.

Обезьянки вышли погулять 

Сначала маленькая обезьянка берет один банан, потом еще парочку. С каждым уровнем задания усложняются — доплыть до заветного банана на черепахе или, например, в погоне за фруктом сложить из крокодилов мост и пройтись по их головам. Созданная в Израиле онлайн-игра Code Monkey давно пользуется популярностью среди школьников во всем мире. Но есть одно важное условие — чтобы обезьянка сумела собрать все бананы, ее нужно правильно запрограммировать. AI-движок помогает максимально: анализирует каждое действие игрока, подсказывает, как написать код лучше, либо дает конкретную инструкцию. Но Code Monkey — больше чем игра. Это полноценная учебная программа для начальной школы. Платформа автоматически выставляет оценки, сама отслеживает прогресс учеников, а преподавателю предлагает подробные планы уроков.

«Code Monkey была принята в качестве платформы для национального соревнования по программированию между школами. 75% (!) всех начальных школ и учеников в Израиле активно участвовали. Это был огромный успех. Прошло семь лет, и сегодня в стране сложно найти подростка, у которого не было бы положительных воспоминаний о Code Monkey», — рассказывает «Инвест-Форсайту» сооснователь проекта Джонатан Шор (Jonathan Schor).

В технари или гуманитарии? Это глупый вопрос: Джонатан Шор, его брат Идо (Ido Schor) и друг Ишай Пинчовер (Yishai Pinchover) начали программировать в 9 лет. В том же составе они запустили стартап Code Monkey. Правда, путь от идеи до реализации проекта занял около 20 лет.

«После окончания средней школы в Израиле, если вы не проходите военную службу, принято год или два отработать волонтёром перед поступлением в университет, — рассказывает он. — Я был волонтером в сфере образования среди малообеспеченных слоев населения, в основном иммигрантов из стран бывшего СССР. Там начал свои собственные курсы кодирования для детей после школы. Этот опыт вдохновил меня на создание Code Monkey. Я собственными глазами увидел, каким мощным инструментом социальной мобильности может стать образование в области информатики».

В 2014 году Code Monkey стала первопроходцем на рынке. В то время многие EdTech-проекты сосредоточились на технологии Drag&Drop (дословно «перетащить и отпустить»). Это подход в программировании, который позволяет составить код из готовых компонентов, а не писать его с нуля. Стартап Code Monkey стал первым, кто научил детей кодированию на основе реального текста.

«Мы разработали технологии и игровой опыт, которые сделали кодирование на основе текста настолько увлекательным и простым, что даже учитель без опыта программирования мог обучить этому весь класс начальной школы», — добавляет сооснователь проекта.

С момента основания компания собрала $2,2 млн. Стартап, по словам Шора, сразу стал прибыльным (Code Monkey зарабатывает на продаже годовых подписок школам и семьям). В 2018 году TAL Education Group со штаб-квартирой в Пекине купила израильскую компанию. Сумма сделки составила $20 млн. Code Monkey стала дочерней компанией китайского гиганта. Удалось ли ей сохранить независимость?

«За пределами Китая мы остались достаточно независимыми», — говорит Джонатан Шор.

Сейчас он разрабатывает новый проект, который «будет сильно отличаться» от ранее выпущенных продуктов.

«И это будет круто!» — заключает предприниматель.

Новое поколение BeBlocky

Во время учебы на факультет компьютерных наук в Колледже естественных наук Аддис-Абебского университета (Эфиопия) Натан Дамтью (Nathan Damtew) заметил сильный разрыв между тем, как искусно его сокурсники играют в компьютерные игры и насколько мало они знают о том, как эти игры «пишутся».

«На первом курсе колледжа меня всегда удивляло, почему у большинства моих одноклассников были проблемы с программированием простого приложения Hello World, — вспоминает он. — Некоторых из нас познакомили с программированием в старших классах школы, но большинство получили этот опыт впервые».

Годом позже Натан застал своих 10-летних кузенов играющими в популярную игру Clash of Clans.

«Я всегда думал, что эта игра сложная, но меня поразило, насколько хорошо они справляются и получают от нее удовольствие, — рассказывает он. — Тогда я пришел к выводу: если дети могут понять такую ​​сложную игру, как Clash of Clans, то они также могут понять основы программирования. Нам просто нужно немного геймифицировать процесс, чтобы привлечь их внимание». 

Дамтью стартовал с BeBlocky в одиночку — разработка прототипа приложения заняла у него 4–6 мес. За это время ему пришлось примерить на себя разные роли — от художника-аниматора до тестировщика.

«Самым сложным было отсутствие команды», — соглашается он. 

Сейчас в команде BeBlocky, помимо Дамтью, четыре человека. С момента запуска в 2019 году молодой компании удалось собрать $25 тыс.

«Мы продолжаем искать инвесторов или венчурных капиталистов, которые присоединятся к нашему посевному раунду», — добавляет стартапер. 

Он верит, что создает не просто обучающее приложение. Задача BeBlocky — воспитать новое поколение программистов.

«Мы стремимся представить современную концепцию программирования для очень молодой аудитории на континенте, который известен отсутствием доступа в интернет и своими проблемами с подключением», — добавляет Натан.

Дамтью умело превратил социальную проблему Эфиопии в конкурентное преимущество своего проекта. Другие стартапы — Tynker, Hopscotch, Scratch или Code — ориентированы на настольные компьютеры и требуют постоянного подключения к интернету. BeBlocky — их прямая противоположность. Приложение создано в первую очередь для мобильных устройств.

«BeBlocky не требует данных для запуска приложения, поэтому обеспечивает инклюзивность в регионах с низким проникновением интернета и увеличивает адресный рынок, который просто огромен, — говорит предприниматель. — К 2050 году треть всей молодежи мира будет проживать в странах Африки — к югу от Сахары».

Дополненная реальность, по словам Дамтью, ещё один козырь BeBlocky.

«Такого не было реализовано ни одним конкурентом», — добавляет он.

Чтобы привлечь на платформу детей, приложение использует аватарки знаменитого эфиопского музыканта Рофнана (Rophnan) и персонажей местного популярного комикса Джембер (Jember) и Хави (Hawi). С 2019 года BeBlocky набрал 13 тыс. загрузок. Стартап зарабатывает в основном на подписке (от $2 за ребенка в мес., минимальный план — 3 мес.). Другой источник дохода — покупки в приложениях. BeBlocky продает пользователям цифровые монеты, на которые они могут приобрети товары, размещенные в приложении (цена колеблется от $1 до $3). Помимо этого, проект тестирует B2B-модель, предназначенную для детских брендов. Неудивительно, что Натан Дамтью пока не планирует выходить на рынок США и Европы — столько всего еще предстоит сделать дома. Африка, по его словам, больше всех страдает от нехватки программистов. Согласно отчету Code.org, 71% всех новых рабочих мест в STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) связаны с вычислениями, но только 8% выпускников занимаются программированием.

«Весь мир понимает, как важно уметь программировать (особенно это касается молодого поколения). Кодирование — бесценный навык, которым африканцы овладевают в недостаточной мере. Зная о том, что менее 1% наших детей бросают школу с базовыми знаниями программирования, нам потребуется больше времени, чтобы догнать мир, но мы догоним и более того — опередим его», — считает основатель BeBlocky.

Разбить онлайн-лагерь

Элизабет Твидейл (Elizabeth Tweedale) всегда была любителем техники. В детстве, пока одни девочки играли в куклы, она проходила уровень за уровнем в видеоиграх. В 2002-м Твидейл поступила в британский Колледж Лораса на факультет компьютерных наук, а затем продолжила обучение в Университете Сиракьюса (США).

«Я была единственной девушкой в ​​обществе компьютерного программирования и капитаном группы поддержки — двух совершенно разных миров. Но это не остановило меня — важно делать то, что нравится, что бы ни думали остальные», — рассказывает она «Инвест-Форсайту».

После окончания университета Элизабет Твидейл работала консультантом по архитектурному программированию. В серийное предпринимательство девушка ушла в 2009 году. У нее были разные проекты, но выстрелили два — компания GoSpace AI и EdTech-стартап Cypher. Однако ее путь к успеху в IT не был простым. Несмотря на то, что девушек-тестировщиц или project-менеджеров становится все больше, гендерный разрыв в этой сфере по-прежнему существует.

«Любая женщина-предприниматель всегда сталкивается с препятствиями — от гендерной предвзятости и несерьезного отношения к отсутствию других женских ролевых моделей… — поясняет Элизабет. — Лично мне как женщине, работающей в сфере высоких технологий, было сложно привлекать инвестиции. Раньше инвесторы и/или потенциальные партнеры не обращали на меня внимания из-за пола. Люди не воздают вам должное, они видят в вас в первую очередь женщину, а во вторую — кодера. Вместо этого они должны видеть в вас в первую очередь предпринимателя или программиста, а уже во вторую — женщину».

Элизабет Твидейл быстро прошла проверку на профессионализм и сделала свой стартап Cypher прибыльным. Этот основанный в 2016 году проект обучает программированию в своих творческих лагерях детей от 4 до 14 лет.

«Когда я работала в архитектуре, мне стало очевидно, что людям приходилось самостоятельно учить код, чтобы решить стоящие перед ними проблемы, и они могли использовать только один язык кодирования для решения конкретной задачи. Это ограничивало их способность быстро адаптироваться к следующей проблеме. Мне пришло в голову, что если бы они имели основы в области информатики и были знакомы с вычислительным мышлением, то могли бы проявлять гораздо более открытый и продуктивный подход. И почему бы не начать учить их как можно раньше?» — объясняет Элизабет Твидейл

Со своей командой она придумала подавать программирование в контексте тем, которые нравятся детям. Впоследствии одними из самых популярных стали Animal Planet, Big Blue Adventure и Virtual World Travel. Глубокая идея Cypher базировалась на конкретной бизнес-модели. Cypher не только будет учить программировать, но и обеспечит уход за детьми во время каникул (если родители заняты) и будет использовать простаивающие в это время школьные помещения.

Инвесторы поверили в молодую компанию. Сначала Cypher получил £445 тыс. Последний раунд в размере £225 тыс. пришелся на пандемию, когда проект был вынужден полностью уйти в онлайн. Уход из офлайна открыл для стартапа новые преимущества.

«Любой ребенок может присоединиться и получить доступ к учителям-специалистам. Например, до пандемии 6-летние дети не использовали Zoom. Сейчас их учат сохранять свою работу на компьютерах, к примеру, получать доступ к различным папкам и настройкам — это становится нормой и двигателем прогресса!» — говорит основательница проекта. 

За четыре года существования Cypher обучил разным языкам программирования свыше 2000 детей. COVID-19 ускорил экспансию проекта на другие рынки. Живые онлайн-лагеря пришли в Европу и даже дальше — Филиппины и Тайвань. Летом британский стартап разбил свои онлайн-лагеря на восточном побережье США.

«В 2021 году мы будем привлекать больше средств. Нам интересен российский рынок, поскольку мы расширяемся по всему миру после перевода нашего фантастического творческого контента на многие языки мира», — заключает Элизабет Твидейл.

Ставка на анимацию 

«Tekie вырос из ничего, были только идеи нескольких увлеченных умов, которые не сдались, несмотря ни на что», — вспоминает член-основатель проекта Шантану Наджхаван (Shantanu Najhawan).

В 2017 году выпускник Индийского технологического института Дели Наман Мукунд (Naman Mukund) и выпускник Shri Ram College of Commerce Ананд Верма (Anand Verma) решили революционизировать школьное образование.

«Сегодня образование направлено на то, чтобы дать учащимся возможность стать новаторами, преподавателями, предпринимателями и первопроходцами, которыми они, по сути, являются», — рассуждает Наджхаван.

В обычной школьной программе по информатике максимум шаблонов, минимум творчества. Поэтому создатели Tekie придумали свою модель обучения — первый в своем роде мультсериал-ситком на стыке фантастики и реальности. Первый год основатели проекта провели в экспериментах: пробовали разные форматы, постоянно перестраивали и улучшали продукт.

«Мы взяли на работу несколько талантов, потому что начинали без средств, ­— вспоминает Наджхаван. — Целый год мы координировали телефонные звонки и работали удаленно из разных городов. Через год мы вязли небольшие технологические проекты, чтобы команда могла работать под одной крышей. Медленно, но неуклонно мы достигли 2020 года с нужным контентом и технологиями, которые необходимы студентам современного мира».

Что такое Tekie сейчас? Платформа предназначена для детей от 12 до 18 лет. На ее базе проходят живые классы, в которых преподают наставники.

Это, как правило, выпускники инженерных специальностей или студенты-программисты. Главная особенность Tekie — анимационный контент, созданный известными на весь мир студиями Toonz, Marvel, Disney и др. Первая серия эпизодов по основам Python, например, состоит из 40 выпусков.

«С помощью этих высококачественных эпизодов мы показываем студентам примеры в сочетании с реальными и абстрактными научно-фантастическими упражнениями и разбираем все задействованные концепции программирования. Каждый эпизод уникален, в нем представлены разные темы и разные действия по кодированию», — объясняет Наджхаван.

В отличие от своих конкурентов, которые обучают детей блочному кодированию (похоже на собирание конструктора), Tekie предлагает текстовое программирование.

«Мы пытаемся научить молодых студентов написанию синтаксиса реального языка программирования», — добавляет сооснователь стартапа.

Завершив бета-тестирование в октябре, индийская платформа активно набирает студентов. В декабре количество пользователей достигло свыше 5000 человек. Проекту также удалось привлечь финансирование — с 2017 года в Tekie было вложено $220 тыс. После освоения местного рынка стартап планирует международную экспансию.

«Россия, конечно же, будет отличным рынком для работы. Для быстрого расширения мы можем интегрироваться со школами для бета-тестирования и, в зависимости от результатов, можем масштабироваться с помощью сетей школ», — подчеркивает Шантану Наджхаван.

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья