ENG
Инвестклимат

Креативные кластеры и традиционная городская экономика

Истоки и форматы

Принято противопоставлять «креативную индустрию» исторически сложившемуся промышленному окружению. Часто описывается, как творческие силы с трудом, как растение через асфальт, пробиваются к жизни в существующем костном экономическом укладе. При этом подразумевается, что в перспективе они, конечно, почти полностью заменят собой устаревшую промышленность и другие традиционные отрасли городской экономики… Но существует ли в реальности такой антагонизм? Или успешные примеры говорят скорее о симбиозе старого и нового форматов?

Креативные кластеры и традиционная городская экономика
Художник: Юрий Аратовский

Впервые термин «креативная экономика» появился в Великобритании в 1998 году, когда Департамент культуры, медиа и спорта обозначил ее развитие в качестве приоритета национальной политики. С тех пор данная концепция широко распространилась во всем мире. Но при этом отсутствует единое толкование термина «креативная экономика». В такой ситуации предпочтительно опираться на трактовку UNCTAD (United Nations Conference on Trade and Development — конференция ООН по торговле и развитию), которая включает в рассматриваемое понятие следующие отрасли: реклама, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, кино, видео, фотография, музыка, исполнительское искусство, публикации, исследования и разработки, программное обеспечение, компьютерные игры, электронные публикации и телевидение/радио.

Наиболее перспективной формой развития креативных индустрий являются креативные кластеры, то есть единое пространство, объединяющее людей творческих профессий и предпринимателей. Для резидентов кластера доступно общение с единомышленниками и обмен идеями, что усиливает их потенциал и способствует дальнейшему развитию системы.

Зарубежный опыт: обособленность или интеграция?

Мировой опыт показывает, что существует большой разброс по степени интеграции креативных кластеров и традиционной экономики города. Во многих случаях такая связь практически отсутствует. Более того, власти могут целенаправленно поддерживать развитие обособленного креативного кластера для повышения разнообразия городской жизни.

В качестве примера можно привести Jockey Club Creative Arts Centre (JCCAC) в Гонконге, созданный на площадях заброшенной швейной фабрики.

Креативные кластеры и традиционная городская экономика

Кластер специализируется на создании творческого имиджа города путем поддержки деятелей искусства и проведения культурных мероприятий. Здесь находится 140 студий и ежегодно организуется более 100 событий, которые посещают свыше 300 тыс. человек. Хотя кластер был сформирован еще в 2003 году, он до сих пор не смог выйти на безубыточность и финансируется из благотворительных фондов Гонконга. Но городские власти это не смущает.

Однако есть и целый ряд прямо противоположных примеров, где креативный кластер сильно интегрирован с традиционной экономикой и является коммерчески успешным проектом.

Один из них — Baltic Creative в Ливерпуле, который был создан в 2009 году на базе складского района «Балтийский треугольник». Историческая специализация этого английского города — порт и тяжелая промышленность, которые весьма далеки от творческих индустрий. Тем не менее подавляющее большинство из 150 резидентов креативного кластера плотно сотрудничают с базовыми предприятиями Ливерпуля. IT-компании занимаются созданием сайтов и цифровизацией бизнес-процессов для промышленных производств. Архитектурно-художественные студии реализуют проекты по реконструкции зданий и по промышленному дизайну. Среди резидентов кластера имеется даже компания, которая проводит обучающие семинары по использованию погрузчиков на складах.

Креативные кластеры и традиционная городская экономика

Другим примером является Uzupis в Вильнюсе. Этот креативный кластер был основан в 2010 году на территории офисного комплекса в центре литовской столицы, что опровергает расхожее мнение о том, что подобные объекты обязательно формируются на основе неиспользуемых промышленных или складских площадей. Здесь тоже существенную часть резидентов составляют IT-компании, плотно сотрудничающие с крупными городскими промышленными предприятиями. Кроме того, многие резиденты интегрированы с туристической отраслью: от корпоративного маркетинга и рекламы до создания контента для телеканала в общественном транспорте. А лучшие студенты из 4 образовательных учреждений Вильнюса получают льготные условия по аренде площадей и поддержку кластера в продвижении своих стартапов.

Российский путь

За небольшим исключением, отечественные креативные кластеры больше похожи на культурные центры, созданные для проведения досуговых и образовательных мероприятий, а также для размещения творческих студий и ресторанов. Их связь с традиционной экономикой соответствующих городов минимальна. С одной стороны, это и неплохо, так как создает новый вектор в развитии муниципалитета. Но с другой стороны, такой подход сильно ограничивает потенциальный масштаб деятельности.

Креативные кластеры и традиционная городская экономика

Тем не менее есть и у нас примеры значительной интеграции креативных кластеров с городской экономикой. Прежде всего можно отметить кластер «Октава» в Туле, открытый в 2018 году на базе бывшего одноименного завода звукозаписывающего оборудования. Он прямо позиционируется как место соединения вековых традиций Тулы и новых креативных индустрий. Например, Музей станка знакомит посетителей с историей промышленности России и Тулы, техническая библиотека на 5000 томов является комфортным местом для научной работы, а мастерская «ФабЛаб Maker» дает возможность всем желающим изготовить изделия с помощью 3D-принтера или лазерного станка. В рамках деятельности Высшей технической школы здесь ведется подготовка специалистов по конверсии ОПК, цифровизации и внедрению новых технологий в промышленность. В кластере проведено уже более 200 мероприятий (в том числе технической направленности), которые посетило около 60 тыс. человек.

В поисках синергии

Резюмируя, можно отметить: несмотря на множество положительных эффектов от создания креативных кластеров, их масштаб в современной городской экономике обычно весьма мал. Суммарная выручка резидентов в лучшем случае измеряется в миллионах долларов в год. Но если такой кластер активно взаимодействует с традиционной экономикой города, то эффект от его функционирования возрастает многократно. Возникает мощная синергия от применения наработок небольших креативных компаний на крупных предприятиях и в общественном секторе. Это касается не только промышленности, но и туризма, строительства, транспорта, торговли, а также других «классических» отраслей. В свою очередь креативный кластер при таком взаимодействии черпает ресурсы для более активного роста из других городских сфер (Рисунок 1).

Креативные кластеры и традиционная городская экономика
Рисунок 1. Схема возможного взаимодействия креативного кластера и традиционной городской экономики

Как на практике можно достичь такого эффекта? Тут важна прежде всего роль городских властей. Конечно, речь не идет об их прямом вмешательстве в функционирование креативного кластера: определении его приоритетов, структуры, принципов работы и т.д. Подобное грубое вмешательство лишь разрушит необходимый творческий дух и ограничит предпринимательскую инициативу. Задача муниципального руководства — наладить диалог между участниками кластера и другими предприятиями города, создать соответствующую «площадку» и стимулы. Тогда креативный кластер станет не только элементом имиджа и досуга, но сможет постепенно стать одним из двигателей местной экономики.

Авторы: М. А. Фурщик, управляющий партнер компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг), К. С. Жильцов, аналитик Департамента развития транспортной инфраструктуры компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг), М. М. Сафронов, аналитик Департамента стратегий и инвестиций компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья