ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Кто сказал, что люди не летают

Ощущение свободного полета на реактивном ранце не сравнится ни с чем — как только ноги отрываются от земли, уровень адреналина в крови резко повышается. Мышцы напрягаются во всем теле. Оно словно сопротивляется взлету — пальцы ног «цепляются» за землю. Несколько секунд переворачивают законы гравитации с ног на голову. Но именно этот момент, взлет, наделяет реактивный ранец магической силой. Больше века изобретатели пытаются превратить научную фантастику в реальность. Кто добился лучшего результата?

Прошлое: советский креатив

Первая идея реактивного ранца принадлежит советскому изобретателю Александру Андрееву. В 1919 году он подал патентную заявку на ракету, помещенную в рюкзак. Ученый хотел оснастить этим устройством солдат, чтобы те могли брать в «осаду крепости, обходя все земные препятствия, беспрепятственно перелететь в тыл врага». Его изобретение осталось на бумаге, но идея распространилась по всему миру.

Во время Второй мировой войны над аналогичной идеей работали нацисты. Их прототип носимой ракетой V1 Himmelstürmer («Небесный штурмовик») должен был помочь солдатам преодолевать высокие препятствия — минные поля и колючую проволоку. Высота прыжков, согласно проекту, могла составить 50–70 м. Прототип устройства тестировали в сухопутных войсках Вермахта в конце 1944-го, но до производства дело не дошло. В конце войны, по одной из версий, «Небесный штурмовик» тайно вывезли в США и передали основателю авиационно-космической корпорации Bell Aircraft Лоренсу Беллу для изучения. В другом варианте американцы наняли немецких ученых-ракетчиков и переняли их опыт в разработке.

Фото: marspostcards.blogspot.com
Фото: marspostcards.blogspot.com

В 60-е годы вооруженные силы США тестировали несколько конструкций, в том числе «прыгающий пояс» Project Grasshopper. В 1962 году компания Bell Aerosystems представила реактивный ранец Bell Rocket Belt с двумя покрытыми фольгой выхлопными соплами, торчащими из-за топливных баков.

Фото: Pinterest
Фото: Pinterest

Устройство работало на перекиси водорода и могло нести пилота 21 секунду. Этого времени было достаточно, чтобы пролететь около 250 м. Несмотря на то, что для военных целей Bell Rocket Belt из-за ограниченного временного диапазона был бесполезным, он произвел фурор.

Идею реактивных ранцев перенесли в кино («Джеймс Бонд») и комиксы. Прототипы устройств олицетворяли собой будущее личного транспорта. Но запал быстро угас: ракетная силовая установка была неэффективной и тяжелой. Несмотря на улучшения, максимальное время полета длилось чуть больше 30 сек. За такой короткий период нельзя высоко (или далеко) взлететь, тем более — перенести тяжелый груз. Первым в 1970 году от идеи производить ракетный пояс отказался Белл, а за ним — почти все остальные. Реактивный ранец остался киношным трюком, напоминанием того, каким могло быть будущее.

Настоящее: полеты наяву

В 90-е идею реактивного ранца возродил бывший пилот швейцарских ВВС Ив Росси (Yves Rossy). Прежде чем стать джетманом и выступать на мировых авиашоу, он был капитаном Airbus A320 в Swiss International AirLines. Но Росси всегда мечтал о более свободном способе полета (прыжки с парашютом не то, что он искал). Бывший пилот разработал свой вариант реактивного ранца. Уже много лет он летает по небу с крылом из углеродного волокна и четырьмя крошечными реактивными двигателями.

Ив Росси прославился своим полетами на весь мир. Он парил над Ла-Маншем, Гранд-Каньоном и Альпами, девять раз облетел вокруг вулкана Фудзияма. Сегодня его изобретение может развивать скорость до 300 км/ч и находиться в воздухе до 10 минут (с полной заправкой) — правда, с одним «но». «Крыло» не предусматривает взлет с земли — на нужную для старта высоту Росси поднимается на самолете или воздушном шаре. В 2015 году он подписал спонсорское соглашение с Дубаем. Но через четыре года ушел из компании Jetman Dubai и сейчас ищет финансирование для новой конструкции «крыла».

Фото: Pinterest
Фото: Pinterest

Другой изобретатель, который добился успеха в разработке реактивного ранца, — француз Фрэнки Запата (Franky Zapata). В 2011 году его компания Zapata Racing представила водный «ховерборд» — Flyboard. Устройство использует двигатель гидроцикла, чтобы запускать струи воды под высоким давлением, и позволяет человеку кататься над водой и выполнять различные трюки. Zapata Racing успела продать более 10 000 флайбордов, в основном на элитных пляжных курортах и ​​в качестве аксессуаров для роскошных яхт. В 2016 году компания представил Flyboard Air, заменив водяные форсунки на шесть микрогазовых турбин. Устройство может разгоняться до 150 км/ч, подниматься на высоту до 15–20 м. Но эти преимущества сопровождает серьезное ограничение — турбулентность на низком уровне может легко вывести доску из равновесия.

Фото: Smalltalk
Фото: Smalltalk

Продолжение: новый вызов

До того как стать «Железным человеком», Ричард Браунинг (Richard Browning) был нефтяным трейдером в нефтегазовой компании British Petroleum. В свободное время он увлекался моделированием планёров. Это было не просто хобби — Браунинг из семьи воздухоплавателей. Один его дед работал генеральным директором Westland Helicopters, второй— пилотом. Отец был авиационным инженером.

«Благодаря моему отцу и деду я, вероятно, смог бы описать, как работает реактивный двигатель, в возрасте десяти лет», — рассказывал он в интервью WIRED.

Весной 2016 года Ричард Браунинг купил в интернете реактивный двигатель. На своей ферме неподалеку от дома в Солсбери он построил первый вариант реактивного ранца. Вскоре Браунинг стоял на проселочной дороге со странным аппаратом в руках. В последующие месяцы реактивный ранец стал его навязчивой идеей. Первые тесты закончились неудачей — полет Браунинга больше походил на длинные прыжки.

Фото: MT360
Фото: MT360

Но за несколько месяцев Ричард усовершенствовал систему реактивного «костюма». Его устройство было оснащено пятью двигателями. Оно могло поднять человека на высоту в 3,6 км и развивать скорость до 50 км/ч. Он подал патентную заявку и основал компанию Gravity Industries. Для подстраховки Браунинг не бросил работу, а ушел в саббатикал на два года.

«Я был морально подготовлен к тому, что это будет пять минут для YouTube, а затем я вернусь к своей повседневной работе», — вспоминает он.

В 2017 году Ричард снял свой полет в реактивном ранце и выложил на YouTube. Мировая реакция последовала незамедлительно — масс-медиа окрестили Браунинга «настоящим Железным человеком». Проект привлек внимание венчурного капиталиста Тима ​​Дрейпера, который ранее инвестировал в Tesla и Twitch. Он вложил в Gravity Industries $650 тыс. С 2017-го Браунинг совершил несколько тысяч полетов, провел живые демонстрации в более чем 30 странах и установил мировой рекорд Гиннеса (дважды). Но за последний год многое изменилось: он больше не единственный пилот Gravity — в команде около 12 человек. Реактивный ранец тоже претерпел существенные изменения.

«Теперь он полностью напечатан на 3D-принтере, — добавляет предприниматель. — Это означает, что мы можем постоянно менять дизайн, делать устройство легче, удобнее и компактнее».

Сейчас текущая скорость устройства составляет до 137 км/ч, а время полета — 5–10 мин. С момента основания компания успела продать два ранца по цене £350 тыс. каждый. Но Браунинг изменил стратегию и не собирается производить «костюмы» массово. Теперь стартап предлагает услугу вроде «членства в клубе». Клиенты могут покупать тренировки с реактивными ранцами под наблюдением команды Gravity Industries.

Будущее: летающий мотоцикл 

3 ноября 2015 года основатель компании JetPack Aviation Дэвид Мэйман (David Mayman) с реактивным ранцем за спиной облетел Статую Свободы. Полет стал реваншем его первой попытки — пять лет назад он врезался в Сиднейскую гавань. JetPack Aviation вошла в историю авиации за 10 мин полета. Мэйман не всегда занимался изобретательством. Он покинул родную Австралию в 24 года. В США начал карьеру с консультанта по вопросам управления. Затем основал собственную консалтинговую компанию, которая консультировала крупные горнодобывающие компании. В 2004 году Дэвид запустил бизнес-каталог TrueLocal.com.au, а в 2006 году продал его Лахлану Мердоку из News Corp. за $18 млн.

Фото: Kids News
Фото: Kids News

Часть вырученных с продажи денег австралиец потратил на свою единственную страсть — разработку реактивного ранца. Мэйман научился управлять самолетом раньше, чем машиной — у него есть лицензия пилота. Но он, по его словам, всегда мечтал о свободном полете. Около 12 лет ушло на «усовершенствование» прототипа. Пять лет назад на первой версии JB9 Дэвид облетел Статую Свободы. В 2016 году совершил полет вокруг Сиднейского Оперного театра на JB10. В 2018-м на выставке CES JetPack Aviation представила новую модель — JB11 с шестью двигателями. Без дозаправки реактивный «костюм» может пролететь 12 минут.

Фото: jetpackaviation.com
Фото: jetpackaviation.com

JetPack Aviation, как и Ричард Браунинг, не продает свои устройства — компания предлагает тренировки: «один день» на реактивном ранце стоит $4950. Сейчас JetPack Aviation ведет одновременно несколько проектов. Во-первых, компания дорабатывает новый дизайн JB12 с увеличенным временем полета (по контракту с ВМС США). Во-вторых, она заявила о разработке первого в мире летающего мотоцикла в стиле «Звездных Войн» — Speeder. В продаже появятся две версии устройства. Коммерческий спидер с четырьмя реактивными двигателями будет весить 231 фунт и работать на керосине, дизельном топливе или топливе Jet-A (его скорость составит до 150 миль в час). Сверхлегкая версия сможет летать со скоростью 60 миль в час и не потребует лицензии пилота. В компании обещают увеличить время полета до 30 мин.

Недавно JetPack собрал посевной раунд в размере $2 млн на создание Speeder и сейчас принимает предварительные заказы (только США). Чтобы зарезервировать мотоцикл, нужно внести залог в размере $10 тыс. Полная сборка Speeder обойдется примерно в $380 тыс. Согласно информации на сайте компании, лишь 20 мотоциклов будут созданы для коммерческого использования — остальная часть будущей продукции предназначена для военных и других государственных нужд.

«В дальнейшем я все еще твердо верю, что экосистема, которую мы имеем на дороге, однажды будет отражена в воздухе», — заключает Дэвид Мэйман.

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья