ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы, Технологии

«Мгновенный покупатель» меняет рынок недвижимости

Быстро продать дом в Европе или США? Звучит как сказка! В лучшем случае процесс занимает несколько месяцев, в худшем — доходит до полугода. Продажа требует финансовых и временных вложений: мало отремонтировать жилье, необходимо постоянно держать его в чистоте и подстраиваться под график просмотров. Самый настоящий кошмар случается, если банк отказывает покупателю в ипотеке, и сделка, занявшая столько месяцев, срывается. Эти и другие проблемы подтолкнули рынок недвижимости к внедрению формата «мгновенный покупатель» — iBuyer. Стартапы, работающие по схеме, покупают недвижимость напрямую у домовладельцев, ремонтируют ее, а затем перепродают по выгодной цене. В чем плюсы и минусы iBuyer

Америка, Америка!

Фото: Builder Magazine
Основатели Opendoor. Фото: Builder Magazine

Все сделки с «мгновенной» покупкой недвижимости проводятся по одной схеме. Если домовладельцу нужно срочно продать жилье, а то не нуждается в капитальном ремонте, он может прикрепить фотографии на сайте iBuyer-компании и заполнить онлайн-форму. Через пару дней придет ответ с указанием предварительной цены, которую сервис готов заплатить.

Для определения стоимости недвижимости iBuyer-компании используют не оценщиков, а алгоритмы, например «автоматизированную модель оценки» (AVM). Если стороны сумели договориться, компания отправляет своих инспекторов для осмотра и подсчета предстоящей стоимости ремонта, который необходимо сделать перед покупкой. Она вычитается из общей суммы предложения.

Родиной формата iBuyer считается столица штата Аризоны — Финикс. Первым здесь появился Opendoor, следом за ним — стартапы OfferPad и Zillow Offers. В последние месяцы 2019 года в Финиксе, по словам эксперта по технологиям недвижимости Майка ДельПрете, iBuyers скупили от 5% до 6% домов. Лидером по объему покупок жилья по-прежнему остаётся Opendoor.

В первые семь месяцев 2019 года стартап приобрел почти 10 000 домов. Но первенство может оказаться временным — его прямой конкурент Zillow Offers активно расширяется по всей стране, даже с учетом временной остановки из-за COVID-19.

Формат «мгновенной» покупки набирает обороты не только в США. В Великобритании новую нишу осваивает Nested, во Франции — Homeloop. В сфере «мгновенных» покупок работает финский стартап Kodit.io. Сейчас компания скупает дома в Скандинавии и Мадриде, а в будущем планирует прийти в Париж и Барселону. Испания, к слову, лидирует по количеству iBuyer-компаний — местным стартапам Tiko и ProntoPiso приходится конкурировать не только между собой, но и с итальянским проектом Casavo, который пришел в страну в 2019-м. У стартапа серьезные амбиции — стать ведущей платформой в Южной Европе.

Плюсы и минусы 

У формата iBuyer есть много плюсов и пара жирных минусов. Чаще всего продавцы жалуются на то, что компании просят за ремонт гораздо больше, чем он стоит на самом деле, а за дом предлагают цену ниже рыночной — в среднем на 8–12%. Несмотря на то, что прибыль не входит в перечень плюсов iBuyer, у формата есть ряд неоспоримых преимуществ.

  • Обычно продажа через агента по недвижимости занимает несколько месяцев (подготовка дома, оценка, проведение дня открытых дверей, ожидание банковского андеррайтинга со стороны покупателя и т.д. ). С iBuyer-компанией продавец продает собственность за несколько дней. Это может быть выгодно тем, кому нужно срочно переехать, или людям, у которых просто нет времени и ресурсов для длительной продажи.
  • С iBuyer не нужно подстраиваться под график показов и постоянно содержать дом в чистоте. Это поймут те, у кого есть маленькие дети, собака и пара котов.
  • При покупке через «мгновенного покупателя» продавец может выбрать удобную дату закрытия сделки и организовать себе комфортный переезд — без стресса и беготни.
  • С iBuyer нет непредвиденных обстоятельств оценки. При традиционной продаже низкая оценка дома открывает новый цикл переговоров, который обычно ни к чему не приводит.
  • Если после перепродажи дома что-то пошло не так, некоторые iBuyer-компании предоставляют покупателю гарантию возврата денег. Например, Opendoor дает 90 дней, в течение которых новые домовладельцы могут вернуть дом и деньги за него.

Новая роль

Рынок iBuyer только в самом начале своего пути — по данным The Real Deal, на отрасль по-прежнему приходится всего 0,5% рынка покупки жилья в США (в деньгах это — $1,6 трлн). Но стартапы вкладывают огромные деньги в рекламу, и домовладельцы начинают интересоваться форматом «мгновенной» продажи. Эксперт по технологиям недвижимости Майк ДельПрет считает, что около 40% продавцов в Финиксе, например, получат предложение iBuyer до того, как разместят свой дом на продажу. Местным агентам по недвижимости приходится адаптироваться к новым реалиям. Домовладельцы начинают обращаться к ним как к экспертам. Агенты анализируют предложения iBuyers, помогают выбрать лучший вариант и координируют всю сделку, включая переговоры по ремонту.

Лучшие из лучших

Первопроходцем на iBuyer-рынке считается компания из Финикса Opendoor. Это детище легенды Кремниевой долины Кита Рабуа (Keith Rabois), который занимал руководящие позиции в PayPal, LinkedIn, Slide и Square, и одного из топ-менеджеров торговой площадки онлайн-недвижимости Trulia Эрика Ву (Eric Wu).

Фото: Courtesy Opendoor
Фото: Courtesy Opendoor

«В 2014 году небольшая группа из нас мечтала о будущем, в котором можно было бы покупать и продавать дом одним нажатием кнопки», ­— написал в своем блоге Ву.

Мечта сбылась: Opendoor поднял $1,5 млрд инвестиций и довольно быстро выбился в лидеры рынка США. В первые годы его комиссия доходила до 14% от сделки. Сейчас она составляет всего 5% и сопоставима с агентскими комиссионными. В 2019 году Opendoor продал около 18 800 домов (доход составил $4,7 млрд). Но в прошлом году из-за пандемии продажи упали — к концу сентября выручка составила $2,3 млрд, а убытки оценивались в $199 млн.

Финскому стартапу Kodit.io COVID-19 нисколько не помешал, а даже помог масштабироваться. Осенью прошлого года компания закрыла раунд на €100 млн во главе с ведущим скандинавским инвестором в недвижимости NREP. (Всего компания собрала €113,7 млн инвестиций.) Идея проекта принадлежит серийному предпринимателю и инвестору Калле Салми (Kalle Salmi). В 2017 году он одним из первых решил использовать американскую модель iBuyer в европейской сфере недвижимости. Kodit.io формирует ценовое предложение, опираясь на алгоритмы машинного обучения.

«На практике наша модель использует около тысячи различных точек данных, — поясняет Салми, — то есть собирает информацию об окружающей среде района, фактических закупочных ценах, услугах, а также учитывает сколько квартир было выставлено на продажу».

Фото: siliconcanals.com
Фото: siliconcanals.com

В 2020 году Kodit.io купил «более сотни, но менее 1000 квартир». В этом году стартап планирует ускорить экспансию на другие рынки Европы (а компания уже присутствует в Испании и Польше) и продать дома на сумму €100 млн.

Другой iBuyer-стартап родом из Милана. Основатель проекта Casavo Джорджио Тиначчи (Giorgio Tinacci) изучал международный менеджмент в Университете Боккони и Гонконгском университете науки и технологий. После получения высшего образования он два года проработал в консалтинговой группе BCG.

«Там у меня был четко определенный карьерный путь, но я решил рискнуть, — рассказывает Тиначчи. — и не жалею об этом. Я всегда был увлечен недвижимостью и, анализируя итальянский рынок, увидел огромный потенциал для внедрения новых технологий. В Италии продажа дома — это очень сложно и стрессово. Я представил себе рынок, на котором технологии могут помочь потребителям в процессе продаж».

Фото: SuperbCrew
Фото: SuperbCrew

С момента основания в 2017 году Casavo привлек €58,9 млн. Инвестиции ускорили рост проекта — сейчас компания скупает и перепродает недвижимость в шести крупных городах Италии и Мадриде. За 2019 год стартап заключил свыше 300 сделок с домовладельцами на сумму более €85 млн.

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья