ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Мох в аренду

Цветочные магазины появляются на улицах мегаполисов и открываются онлайн со скоростью капели в солнечный весенний день, мировой рынок цветов растет на 3–6% в год, а одним из его важных драйверов эксперты называют услуги флористов. Но большинство флористов считает себя специалистами широкого профиля и с равной готовностью предлагают составить букет невесты, озеленить помещение или смастерить подарочные бутоньерки из сухих растений. Александра Билова, основательница стартапа «Флористика для бизнеса», не пошла проторенной дорожкой и сосредоточилась исключительно на оформлении выставочных стендов и офисов. Зачем предпринимателям цветы и способны ли живые растения оживить бизнес?

Мох в аренду

Успеть за 60 секунд 

По специальности Александра Билова промышленный дизайнер, 15 лет она придумывала, как лучше построить и ярче оформить выставочные стенды, а потом… увлеклась цветами, закончила курсы флористов и открыла свой небольшой бизнес. Инвесторов Александра не искала, обошлась собственными накоплениями.

«Больше всего денег ушло на закупку растений. За сайт ничего не платила, я придумала и сделала его сама, мне как дизайнеру это было несложно. На чем еще можно сэкономить? К примеру, пользуется спросом услуга по аренде растений, я сразу решила, что буду ее предлагать. Но где держать большие кадки с красивыми фикусами, пальмами, олеандрами? Обычный склад не подойдет! Растениям нужно просторное помещение, где много естественного света и воздуха, аренда может обойтись в кругленькую сумму. Денег у меня было в обрез, и я договорилась о хранении растений с одним солидным учреждением, расположенном в прекрасном здании с огромными окнами. В учреждении благодаря расставленным везде растениям стало красиво, модно, зелено, а мне не пришлось платить за аренду. Выгодно всем», — рассказывает Александра.

Специфика экспо-флористики в том, что оформлять стенды обычно приходится быстро, точно в срок и нередко без достаточной предварительной подготовки — решения об участии в выставке или креативном оформлении стендов иногда принимаются в последний момент. Если дизайнер интерьера или ландшафтов еще может перенести срок сдачи объекта, то экспо-дизайнер — никогда, ведь день и час открытия выставки или фестиваля точно известны.

«В выставочном бизнесе все всегда срочно или очень срочно. Сроки сжатые, стандарты жесткие. Чтобы быстро превратить голые стены в цветущий сад, нужна хорошая команда, слаженная и четкая работа. У меня есть проверенные поставщики, которые всегда доставят нужные растения и не подведут, флористы, умеющие за полчаса собрать цветочную композицию или провести вертикальное озеленение. Трудятся они, конечно, на аутсорсинге, работа не постоянная, а проектная».

Конкуренты душат лилиями

Александра рассказывает, что стартап стал для нее не столько возможностью заработка, сколько — самореализации.

«У меня нет стабильной зарплаты. Есть заказы — есть деньги. Бывает, что заказывают букет за 1000 рублей на стойку ресепшн, иногда берут растения в аренду (тут цены могут быть очень разными) или просят озеленить офис мхом (от 14 тысяч рублей за квадратный метр). А бывает очень сложная работа, как на выставке Comic Con Russia, для которой мы делали стенд “Джуманджи” — за 5 часов смонтировали настоящие тропические джунгли с большой фотозоной. Мой стартап не убыточный, но и большой прибыли не приносит. Я готова делать скидки, идти на уступки, работать сутки напролет, главное, чтобы заказчики остались довольны, обратились ко мне снова, порекомендовали друзьям и знакомым. Пока зарабатываю репутацию». 

Конкуренция на рынке услуг флористов большая. Проблема, по словам Александры, в том, что мало кто понимает специфику экспо-флористики. Основной заработок большинству флористов приносит оформление свадеб, но украсить банкетный зал и продумать, как должен выглядеть выставочный стенд крупной компании, — не одно и то же. Многие флористы «общего профиля» не учитывают всех нюансов и, к примеру, составляют композиции из роз, а цветы эти довольно прихотливые, они могут выдержать свадебную вечеринку, но не два-три дня «работы» на крупном фестивале. Нехороши на выставочных стендах и цветы с сильным запахом, например лилии. Навязчивый аромат утомляет не только сотрудников, но и посетителей.

«Многие флористы предлагают оформить стенды искусственными цветами. Казалось бы, это удобно — такие цветы не вянут, не пахнут. Но искусственные растения хороши только на заднем плане, на стенде все их недостатки сразу бросаются в глаза, не все флористы это понимают. В моей работе был любопытный случай, когда заказчик хотел использовать в оформлении стенда именно искусственные цветы. Я очень долго искала поставщика, придиралась, рассматривала каждый листочек чуть не под микроскопом. Оформили стенд и… заказчик возмутился — почему вместо искусственных использовали живые цветы? Все было сделано настолько качественно, что он не отличил одни от других», — рассказывает Александра.

Мох в аренду

Бизнесмены выбирают мох

Мода на украшения меняется. Украшение выставочных стендов и офисов — не исключение. Многие бизнесмены сегодня выбирают не цветы, а мох. Стена из разноцветного мха, «замшелый» пол или панно из кусочков сфагнума, хилокомиума, политрихума смотрятся очень эффектно. К тому же благодаря гелевой основе, такие композиции долго не вянут, мох остается упругим и приятным на ощупь в течение многих лет.

Частое пожелание — оформить стенд в корпоративных цветах, подобрав подходящие растения. Востребованы и хорошо смотрятся в офисах и на стендах флорариумы — закрытые емкости с растительными композициями внутри.

«Цветочное оформление стенда — это возможность подчеркнуть основную идею проекта, добавить яркий штрих, привлечь внимание. Все любят фотографироваться на фоне цветов или цветочных картин, рассматривать флорариумы, поэтому посетители задерживаются на стенде компании, заказавшей услуги флориста, дольше. Это значит, будет больше контактов, заказов, продаж. Сдержанные букеты или стильные цветочные композиции в офисе тоже способны повысить продажи, поддержать имидж компании, повысить лояльность посетителей», — рассказывает Александра. 

По словам Александры, использование флористики в различных областях бизнеса — мировой тренд, а европейским флористам есть чему поучиться у российских:

«“Европейский стиль” скучен и однообразен, белая орхидея в белой вазе на белой стойке ресепшн — вот и весь дизайн. Наши флористы предлагают гораздо более разнообразные и интересные решения. Речь не идет о пышности, вычурности. Но даже деловой стиль не должен быть безликим».

Автор: Наталья Сысоева

Фотографии из личного архива Александры Биловой

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья