ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Инвестклимат

Мост с Сахалина на Хоккайдо: экономика и геополитика

В июне заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков объявил, что из федерального бюджета будет выделено 433,3 млрд рублей на постройку моста, который будет соединять Сахалин с материком. После Крымского моста российские власти планируют инвестировать в проект соединения Сахалина с материком и японским островом Хоккайдо мостами. Для жителей Сахалина это будет означать удешевление основных товаров, включая большую часть продуктов питания. Для японских властей это будет означать усиление экономического и политического присутствия на Сахалине, южная часть которого относится к территориям, на которые Япония претендует.

Мост с Сахалина на Хоккайдо: экономика и геополитика
Художник: Юрий Аратовский

Крым и Сахалин: общее и различия

У многих аналитиков сразу возник вопрос: почему Россия так быстро инвестировала средства в проект Крымского моста, но очень долго рассматривала проект Сахалинского моста, который существует на бумаге уже очень давно? Вероятнее всего, дело в геополитических перспективах. Крым оказался после присоединения к России отрезанным от украинских поставок пресной воды и украинской железнодорожной сети. К тому же Крымский мост — это некий символ связи полуострова с Россией. С Сахалином иная ситуация: власть России над ним для всего мира бесспорна — хотя вполне возможно, что в случае попытки Японии аннексировать Сахалин и Курилы некоторые страны поддержат Японию. У Сахалина есть свои источники пресной воды. Да и товарооборот с Крымом будет побольше, чем с Сахалином, особенно если учесть значение Крыма в туристической отрасли. Аналитики считают, что товарооборот материка с Сахалином возрастет в случае реализации проекта до 9,2 млн тонн в год — однако этого недостаточно, чтобы проект окупился в ближайшей исторической перспективе.

В то же время если реализовать не только проект моста с материка на Сахалин, но и раскошелиться на мост из Сахалина на японский остров Хоккайдо через пролив Лаперуза, то РЖД может получать серьезную прибыль от транспортировки грузов через железнодорожный коридор Евросоюз — Япония. Александр Крутиков о возможности строительства второго моста в своем докладе упомянул.

Вообще, создается впечатление, что российские власти решили пустить на проект двух мостовых переходов средства из бюджета после того, как летом 2018 года ЕС подписал с Японией соглашение о ликвидации 99% пошлин в торговле между ними. В июне договор был подписан, а в июле президент России Владимир Путин поручил правительству проработать вопрос о строительстве сооружения.

По состоянию на 2017 год объем торговли между ЕС и Японией составил 129 млрд евро — это далеко не 9,2 млн тонн в год, которые будет составлять торговля между Сахалином и материком. Строительство второго моста в корне меняет ситуацию как для РЖД, так и для таможенных и налоговых поступлений в российский бюджет.

Что предполагается сделать

Согласно презентации Крутикова, предполагается построить, помимо моста на Сахалин, еще глубоководный порт для подвоза стройматериалов. Это обойдется в упомянутые 433 млрд рублей. Стоимость второго моста на официальном уровне пока никто не считал. Первый мост планируется завершить к 2025 году. Первоначально рассматривались два варианта перехода — мост и тоннель. Наконец на высшем уровне сделали выбор в пользу моста через пролив Невельского; длина железнодорожной линии от крайней точки железной дороги на материке до южной части Сахалина, с которой линия пойдет на Хоккайдо, составит 580 км. РЖД отказалась от идеи строить транспортный переход за свой счет; скорее всего, откажется и от идеи строить за свой счет мост на Хоккайдо. Причина — якобы в нехватке средств у этой грандиозной монополии: ее руководство готово инвестировать только 3,5 млрд рублей в подготовку ТЭО.

Мост с Сахалина на Хоккайдо

Специалисты РЖД сразу после поручения Путина рассчитали, что проект окупится в течение 26 лет, даже если не будет построен мост на Хоккайдо. Цифру можно подвергнуть сомнению, и надо надеяться, что 3,5 млн рублей, предназначенные для ТЭО, не пропадут даром, и аналитики на этот раз представят общественности уже реальную цифру — хорошо бы, чтобы это вообще были две цифры: вариант без моста на Хоккайдо и вариант с мостом на Хоккайдо. Уже известно, что возводить мост будет компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж».

Геополитические перспективы

Геополитическая составляющая куда более печальна, чем экономическая. Напрашиваются опять параллели с Крымским мостом, только наоборот: Россия тут может выступить в роли Украины. В нулевых идеи постройки моста через Керченский пролив муссировались как пророссийскими силами в Крыму, так и в России; украинская же сторона спускала проект на тормозах, поскольку побаивалась усиления влияния России в Крыму. Как выяснилось в 2014 году, побаивалась не без оснований. Для Сахалина соединение с Японией (причем не с Хоккайдо, а с самим Токио, поскольку Хоккайдо соединен тоннелем с островом Хонсю) будет означать серьезнейшее усиление экономического влияния Японии в регионе. Так, не нужно быть провидцем, чтобы предвидеть бесполезность борьбы с «праворукими» машинами на острове. Также следует ожидать, что будут и некоторые элементы культурного влияния.

Очевидно, что внешнеторговый оборот Сахалина с Японией вырастет еще больше. Если сейчас он составляет около 40% внешней торговли острова и растет пропорционально общему внешнеторговому обороту, то после строительства моста перекос в японскую сторону будет выражен еще больше.

Трудно сказать, насколько могут сбыться предсказания отечественных политиков патриотического толка о том, что будет после постройки транспортного коридора с материка на Хоккайдо через Сахалин, но экономическая ориентация на Японию будет выражена еще больше. В основном это экспорт энергоносителей. Хорошо это или плохо с геополитической точки зрения? Так живет вся Россия, не только Сахалин. У Японии — дефицит собственных углеводородов, потому Сахалин рискует превратится в ее сырьевой придаток.

Геополитическая выгода от реализации такого решения сомнительна при том, что очевидна значительная прибыль для РЖД в перспективе. Возможно, японские власти не решатся поступить с Южным Сахалином так, как поступил Путин с Крымом, но не следует забывать, что у России есть ядерное оружие, а Украина его лишилась еще в первые годы независимости. Совершенно однозначно то, что Япония будет реализовывать свои геополитические планы постепенно — через превращение Сахалина в свой сырьевой придаток, где можно по дешевке закупать российские природные богатства.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья