ENG
Инвестклимат, Мнение

Может ли Крым стать «российским Гонконгом»?

Яков Миркин

Яков Миркин

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН

На территориях Крыма и Севастополя режим особой экономической зоны действует с 1 января 2015 года. При этом на сегодня в рамках ОЭЗ зарегистрировано только около 1 тысячи юридических лиц, а международным статусом из них обладают и того меньше — всего 30.  Может ли в Крыму возникнуть особая экономическая зона с особо благоприятными законодательными и налоговыми условиями для бизнеса — так, что Крым превратится в «Российский Гонконг»? 

© Типляшина Евгения / Фотобанк Лори

Алексей Ведев, директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара

— Я думаю, что в Крыму в обозримой временной перспективе особая экономическая зона в формате «Российский Гонконг», то есть с благоприятными законодательными и налоговыми условиями для бизнеса, заработать все-таки может. Весь вопрос, на мой взгляд, сегодня заключается в том, какая на полуострове инфраструктура. Пока, стоит признать, она не позволяет хорошо работать. Но со временем, когда будет отремонтирована дорожная сеть, когда решатся проблемы с электричеством, мощностями, водоснабжением, когда будет построен и начнет функционировать мост в Крым, ситуация должна улучшиться. Конечно, для тех резидентов, которые решатся вкладывать деньги в особую экономическую зону в Крыму, существует безусловный риск попадания под западные санкции. И с точки зрения решения этого вопроса, я думаю, станет вполне возможным то, что называют параллельными процессами. То есть, с одной стороны, будут предприниматься шаги, связанные с ослаблением санкций и одновременными поиском цивилизованных путей их обхождения. А с другой, оглядываясь на эти процессы, потенциальные резиденты будут задумываться о росте инвестиций.

Александр Абрамов, профессор департамента финансов НИУ «Высшая школа экономики»

— Мне кажется, особая экономическая зона в Крыму в формате «Российский Гонконг» может возникнуть, только если для участия в ней найдется какой-то крупный международный инвестор, представляющий, допустим, какую-либо страну. И этому институциональному инвестору, самое главное, должно быть не так уж и важно влияние международных санкций, которые на него могут наложить в связи с работой и инвестированием в Республику Крым. Я думаю, такое развитие событий — наличие такого инвестора — все-таки маловероятно. Конечно, можно бы помечтать, что найдутся китайские или другие южноазиатские инвесторы, которые смогут дистанцироваться от санкций и работать конкретно с Крымом и его особой экономической зоной… Но — вряд ли.

Однако понятно, что совсем забрасывать функционирование такой зоны в Республике Крым ни в коем случае нельзя. Что-то полезное в ней, безусловно, можно будет делать — например, создавать особо благоприятный инвестиционный климат, рассчитывая, что будут работать малые предприниматели, средний бизнес. Крупные же инвесторы, даже российские, раздумывая о вхождении и участии в качестве резидента в ОЭЗ, полагаю, все равно будут принимать это решение с оглядкой на возможные санкции Запада.

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК

— Я считаю, у особой экономической зоны в Крыму вряд ли скоро появятся перспективы стать «Российским Гонконгом». Все дело, и это понятно, в санкциях, которые ряд стран Запада наложили на Россию после присоединения Крыма. С одной стороны, конечно, ясно, что торгово-экономические санкции все-таки не будут вечными. И вполне естественно, их когда-нибудь обязательно отменят. Другое дело, что пока это противостояние продолжается, крымская зона привлекательной не будет. Не будет привлекательной вне зависимости от того, какие бы посулы в виде налоговых льгот и других преференций ни обещали инвесторам (как российским, так и, тем более, иностранным); у тех, кто хочет вложить в эту особую экономическую зону свои средства, всегда есть опасность попасть под санкции. А значит, есть опасность для перспектив собственного бизнеса. В результате, вывод — перспектив у экономической зоны в Крыму, пока сохраняется режим санкционного противостояния России и Запада, нет.

Сергей Суверов, директор аналитического департамента УК «БК «Сбережения»

— Особая экономическая зона в Крыму, конечно, может быть и должна быть. Но в текущих экономических и политических реалиях она в большей степени все-таки подходит только для российских структур, юридических лиц, различных компаний. Поэтому надо понимать, что  число ее участников не будет таким уж большим — их количество будет ограничено, и ждать серьезного роста числа резидентов, скорее всего, не стоит. При этом Республика Крым в составе России была, есть и на данный момент остается дотационным регионом. Поэтому, на мой взгляд, обязательно необходимо всеми возможными методами и способами помогать развитию крымского бизнеса, в том числе через работу предприятий, компаний в рамках особой экономической зоны. Так что лучше все-таки это сделать, чем не сделать — помогать ей развиваться. Тем более что за время, которое полуостров находится в составе Российской Федерации, здесь очень серьезно выросли цены, что привело к снижению покупательной способности населения. И нужно сильно увеличивать доходы граждан России в Крыму, чтобы компенсировать получившиеся издержки.

Яков Миркин, профессор, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН

— Успех особых экономических зон, прежде всего, зависит от темпов роста макроэкономики. От того, насколько мощная финансовая система создана. И от того, насколько в ней нормальные финансовые условия для бизнеса и финансовых институтов. Поэтому успех Крыма и особой экономической зоны на полуострове зависит от темпов роста экономики, модернизации, объема инвестиций внутри России. Это первое. Второе — важна величина льгот, которые предоставляет особая экономическая зона своим резидентам. И третье — есть круг стран, не присоединившихся к санкциям, что значит — может возникнуть реальный интерес к тому, чтобы входить в Крым. Например, у Китая и других азиатских государств.

В Крыму при этом работают и крупные компании, и средние, и малые. Поэтому в той мере, в какой внутренняя политика бизнеса и его обязательства перед государством приводят к работе в Крыму, и в той мере, в какой выгода перевешивает риски и издержки, связанные с этим, бизнес вполне будет искать свои ниши в ОЭЗ. Тем более что ОЭЗ — это всегда баланс между рисками, затратами и выгодами.

И в той мере, в какой этот баланс будет складываться для предпринимателя (неважно, какого — российского, иностранного) в пользу того, чтобы придти в Крым, это будет происходить. В этом и суть рыночной экономики.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья