ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Наиболее вероятно повышение налогов на граждан

Александра Суслина — руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы

В последнее время общественная дискуссия по поводу возможного повышения налогов достигла принципиально нового уровня. Если раньше вопрос о налоговой нагрузке волновал в первую очередь предпринимателей, то сейчас интерес к теме проснулся и у простых граждан. И неудивительно — прежде потенциальные налоговые нововведения в сознании большинства людей затрагивали их лишь косвенно, сейчас же повышение налогов может коснуться их напрямую. Впервые за долгое время власти всерьез стали обсуждать возможность повышения ставки подоходного налога.

Подчеркну сразу, данное решение еще не принято, варианты налоговых изменений в правительстве только обсуждаются. Однако сам факт того, что такие темы стали предметом обсуждения, позволяет нам немного углубиться в суть данного вопроса и посмотреть на ситуацию в контексте «что если». Итак, если правительство решит поднять ставку НДФЛ с 13% до 15%, как это отразится на простых гражданах? Ответ очевиден. И здесь не столь важно, каким именно будет новый вариант шкалы налогообложения — будет ли введена прогрессивная шкала или поднята общая плоская ставка, — располагаемый доход гражданина (т.е. то, что остается у него от зарплаты после вычета налога) снизится. Мы станем покупать меньше, жить будем беднее. В целом, гражданам станет хуже.

Насколько хуже? Это определится тем, как именно будет устроена новая шкала: будут ли предусмотрены дополнительные компенсации людям с низким доходом, новые вычеты, льготы и прочее. К сожалению (или к счастью), подробностей обсуждаемых реформ мы пока не знаем.

С точки зрения экономики в целом, снижение располагаемых доходов населения означает снижение уровня потребления, а потребление — существенный драйвер экономического роста. Международные исследования признают налоги на доходы и прибыль наиболее вредными для экономического роста не зря.

Для России на текущий момент понижающее давление на потребление может быть наиболее губительно, поскольку последний год потребление было одним из основных источников нашего и так невысокого экономического роста (в 2017 году темпы экономического роста составили всего 1,5%, в 2016 рост ВВП составил -0,2%).

Зачем же тогда правительство обсуждает такие меры? Из-за чего возникла необходимость резко повышать налоги? Почему не дать экономике набрать обороты — она только-только начала выкарабкиваться из кризиса, темпы роста едва перешли в область положительных значений?

Уникальность ситуации состоит в том, что поступления в казну потихоньку растут, налоговые базы не сокращаются, качество налогового администрирования улучшается, бюджет на 2018—2020 годы сбалансирован, и острой необходимости в увеличении доходной части вроде бы нет.

Проще говоря, если с бюджетом все в порядке, он сверстан и сверстан неплохо, — зачем повышать налоги?

Ответ лежит в области политики, расстановки приоритетов и согласованности действий.

Тот факт, что бюджет на трехлетку уже принят, не мешает руководству страны принимать решения о новых тратах, требующих колоссальных ресурсов. Недавно были объявлены планы по повышению расходов на инфраструктуру (11 трлн рублей за 6 лет), озвучены другие амбициозные цели и инициативы, которые в рамках принятого бюджета реализовать невозможно. По замыслу, крупные государственные проекты должны простимулировать экономику, чтобы она росла темпами выше мировых. Однако финансировать проекты нечем — отсюда и потребность резкого увеличения бюджетных доходов. Получается странная ситуация: чтобы стимулировать экономический рост «завтра», предлагается применить меры, которые могут свести на нет рост «сегодня». Но данная колонка не об экономическом росте, поэтому вернемся к поиску дополнительных источников доходов бюджета.

Конечно, есть еще варианты покрыть дефицит бюджета — например, использовать резервы или взять в долг. Однако объема накопленных резервов у нас не хватит: Фонд национального благосостояния составляет порядка 4 трлн рублей, из которых часть средств уже потрачена или обещана. С госдолгом тоже не все просто. Заимствовать на внешних рынках в период политической нестабильности проблематично и невыгодно, а регулярные госзаймы в столь крупных объемах на внутреннем рынке негативно отразятся на структуре российского фондового рынка, вытеснив с него корпоративные долги.

Таким образом, самое «легкое», что можно сделать для повышения доходов бюджетной системы, — поднять какие-нибудь налоги. Если повысить налоги на бизнес, тот с большой вероятностью начнет возмущаться. Кроме того, крупные компании имеют в правительстве сильное лобби, которое не позволит так просто увеличить налоговую нагрузку. Что остается? Повысить налоги на тех, кто возмущаться не будет или чье возмущение ни на что не повлияет, тем более что выборы уже позади.

Поэтому, если руководство страны не откажется от новых крупномасштабных проектов или цены на нефть не взлетят резко вверх, я боюсь, в скором времени нам придется столкнуться с повышением налогов на граждан — будь то повышение ставки НДФЛ, и как результат — снижение располагаемого дохода, или повышение ставок НДС (в рамках налогового маневра), означающее рост розничных цен. Остается надеяться, что обе эти меры не будут приняты одновременно.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья