ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Перенос производства в Россию — дорогая утопия

Нарек Сираканян

Нарек Сираканян

Президент Freedom International Group Ltd.

Аналитики пугают валютными колебаниями и прогнозируют рост продуктового патриотизма. Это заставило нас год назад задуматься о переносе пищевого производства из Тайваня в Россию. Казалось бы, здесь наш покупатель, который больше доверяет продукции с надписью «сделано в России», здесь достаточно развито аграрное производство, а у нас есть опыт создания предприятий полного цикла — все совпадает идеально. Однако первые же реальные попытки импортозамещения показали: на всех этапах стоимость будет в несколько раз больше не только чем в Тайване, но и чем в Европе.

Например, выращенный на Алтае женьшень получается минимум в два раза дороже, чем произведенный в Китае (даже с учетом пошлин). Связано это прежде всего с неразвитостью агроинфраструктуры. Для производства растительного сырья нужны хотя бы вода и удобный подъезд техники — а это огромные вложения. Проблему можно решить очень большими деньгами, но с кадровым недостатком так быстро не справиться: в Китае одну плантацию обрабатывает более тысячи человек, на Алтае такого количества работников с достаточной квалификацией просто не найти. В работе с органическим растительным сырьем много ручного труда: женьшень растет шесть лет, и каждый кустик надо за это время дважды вручную пересадить — под другим углом, чуть повыше. Это все ручная работа, и желающих выполнять ее немного.

Также актуальна проблема с кадрами не только низшего звена, но и с управленцами. Впервые мы столкнулись с этим, когда пытались наладить контрактное производство в России.

У одного из лидеров рынка мы хотели разместить заказ, который составил бы примерно 4% от годового объема их производства с перспективой увеличения. Пока не произошла встреча в формате владелец компании-заказчика — владелец компании-производителя, практически ничего не двигалось. Подготовительная работа на уровне менеджмента ведется очень вяло: долго обсуждают, переписываются, считают. А тебе-то хочется сразу понять: игра вообще стоит свеч? У нас большой опыт работы с китайцами и французами, там практически в течение суток отвечают: «Себестоимость продукта такая-то, для вас цена будет такая».

При этом в России еще наценку сделают, так как ты новичок, в то время как в упомянутых странах пойдут навстречу, потому что хотят сохранить твое конкурентное преимущество как новичка.

Ценообразование — отдельная тема. Зачастую в офферах цифры взяты по интуиции, в сравнении с прошлыми заказами других клиентов, что говорит об отсутствии у российского бизнеса базовых IT-инструментов.

Даже успешно пройдя через все эти испытания, мы столкнулись со срывом сроков, несоблюдением условий поставок, невыполнением обещаний.

Мы это связываем с тем, что российский управленец среднего звена получает очень мало по сравнению с европейскими коллегами. Существенная разница в зарплате приводит к существенной разнице в квалификации. И когда ты с ним обсуждаешь дела, создается ощущение, что ты общаешься с человеком другого уровня, который не всегда видит долгосрочную картину и чересчур привязывается к бумажкам.

Еще одна проблема — дизайн. С упаковкой, как ни странно, возникли самые большие проблемы в России. Да, в каждой компании заявляют об оригинальном дизайне продукции, но на деле с этим большие проблемы. Зачастую руководитель бизнеса уверен: одного эскиза дизайнера достаточно, чтобы сделать качественную упаковку, и в большинстве случаев компания не замечает, что делает самый обычный продукт, лишенный уникальности. Поэтому упаковку мы изначально заказывали за границей и продолжаем это делать.

Итак, мы предприняли несколько искренних попыток импортозамещения — выходили на крупные компании, занимающиеся производством. Кто-то вылетал на уровне переписок, потому что долго отвечал, кто-то вылетал, потому что не выполнял сроки, кто-то вылетал, потому что у него были совершенно необоснованные цены: продукция стоила дороже, чем в Европе.

В итоге: вычитаешь НДС, вычитаешь логистические затраты, пошлину (для БАДов, например, это 13,5%) — и почему-то в России все равно выходит дороже. Один и тот же состав ингредиентов, одни и те же поставщики сырья, но итоговая цена в России — на 50% выше.

Да и с продуктовым патриотизмом на практике вышло не совсем так, как предполагалось вначале. По итогам эксперимента, когда мы делали копии своих продуктов за рубежом и в России из одних и тех же ингредиентов, качество российского продукта уступало импортному, и клиенты рублем голосовали за импортный товар.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья