ENG
Стартапы

Подписка на девайсы

С сентября по декабрь 2020 года проходил шестой сезон акселерационной программы МФТИ «Физтех.Старт». До финала дошли 20 компаний из 159, подавших заявку на участие в акселераторе. По итогам открытой питч-сессии финалистов на YouTube выбрал московский фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Moscow Seed Fund.

Грант позволит упростить и автоматизировать существующие бизнес-процессы, способствуя повышению эффективности компании, а также поможет масштабироваться быстрее. Усиление IT-составляющей сервиса сформирует преимущество перед существующими и потенциальными конкурентами, а также повысит интерес будущих инвесторов к компании.

Что такое «Мой девайс»?

Цель стартапа — изменить подход потребителя к владению девайсами, способствуя развитию глобального тренда на осознанное потребление. Оформив подписку на «Мой девайс», пользователь получает не только сам девайс, но техническое обслуживание и поддержку в течение срока подписки. Можно заменить девайс на другой, когда необходимо, а также вернуть, если девайс больше не нужен.

Стартап начал работу с подписки на электросамокаты, а сегодня в линейке девайсов велосипеды и электровелосипеды, домашние тренажеры. Компания работает как с B2C, так и с B2B-сегментом, в котором стала официальным партнером крупнейших доставочных агрегаторов: Delivery Club, «Яндекс.Еда», «Яндекс Лавка».

Стартап — выпускник акселератора МФТИ «Физтех.Старт», резидент технопарка «Сколково», победитель Techstars Startup Weekend. Также компания вошла в шорт-лист премии Forbes в 2020 году в номинации «Лучшее бизнес-решение», стала финалистом форума «Сильные идеи для нового времени» и вошла в топ-100 по результатам отбора в стратегии Агентства стратегических инициатив.

На сегодняшний день у «Мой девайс» нет прямых конкурентов на российском рынке. Начиная с запуска в апреле 2020 года, сервисом воспользовалось более 3000 человек, компания заработала выручку более 20 млн рублей, помимо Москвы, открыла представительства в трех городах (Краснодар, Санкт-Петербург, Казань) и привлекла более 12 млн рублей инвестиций в рамках первого финансового раунда.

Как создавалась компания: проблема — решение

Идея создания компании зародилась несколько лет назад. Алексей сам хотел приобрести электросамокат. Приходил в магазины и видел много вариантов. Видел цены (25 000–30 000 рублей) и не понимал, какой электросамокат стоит взять. Он не был готов отдавать сразу же такую сумму денег за вещь, которой не пользовался. Не было понимания того, насколько она удобна и подходит по характеристикам, вместится ли в машину, удобно ли на ней перемещаться по городу — отсутствие внятных ответов на вопросы несколько раз останавливало и делало невозможным совершение покупки, а времени на погружение в обзоры электросамокатов не было.

Затем пришла идея — было бы здорово арендовать самокат, при этом чтобы по качеству он не уступал новому, и в случае, если что-то с ним произойдет, не пришлось бы тратить время на решение вопроса. Так и родилась идея электросамоката по подписке. Спустя несколько месяцев работы, когда были выстроены ключевые бизнес-процессы, создана IT-система, стало понятно, что можно легко внедрять другие продукты. Так были запущены велосипеды, электровелосипеды, домашние тренажеры.

Про команду стартапа

В команде три сооснователя: Ксения Прока (CEO), Алексей Миронов (COO) и Артём Сербовка (CTO). Каждый ответственен за свой круг задач, хотя стратегические задачи решаются коллективно. Ксения больше занимается самим продуктом, отвечает за выстраивание бизнес-процессов, работу клиентского сервиса. Частично отвечает за маркетинг, дает инпут разработчикам о том, что можно автоматизировать и как это сделать. Алексей отвечает за стратегическое планирование, частично за маркетинг, финансы, курирует B2B-направление и стратегические партнерства, также отвечает за закупки, работу с поставщиками. Артём курирует вопросы, связанные с технической архитектурой и разработкой, создание и совершенствование IT-платформы, автоматизацию бизнес-процессов. В его подчинении команда разработчиков. Также участвует в стратегическом планировании, маркетинге с точки зрения технической составляющей.

Концепция бизнеса

У многих людей есть убеждение, что приобретать в собственность вещи выгодно, однако покупка сопряжена с целым рядом недостатков. Самый главный — сразу надо отдать большую сумму денег или взять на себя долгосрочные обязательства. При этом есть риск, что через какое-то время вещь станет ненужной, она устареет, выйдет новая модель, придется избавляться от старой на вторичном рынке и покупать новую. Это все — время, которое сегодня является самым ценным ресурсом. Кроме того, есть риск, что товар сломается, а это снова время и деньги на ремонт. Мы понимаем, что есть ряд товаров условно от 20 000 до 50 000 рублей, которые выгоднее взять в аренду и использовать, когда необходимо. Если брать все по подписке, оформлять кредиты или выплачивать сразу большую сумму не пришлось бы. Затем если что-то надоело или упал доход, вернуть товар, отменив подписку.

Простота и эффективность

Важна простота сервиса для пользователя: не нужно выбирать из сотни разных моделей девайсов, разбираться в запутанных процедурах оформления аренды, оставлять залоги, читать оферты на 50 страниц и пр. Компания упрощает процесс: пользователь потратит 5 минут на оформление аренды и в течение 2 дней получит девайс с доставкой до двери (в перспективе срок до 1 дня). Если случится неполадка, курьер привезет новый, станет ненужным — курьер заберет.

Большое внимание уделяется IT-составляющей, чтобы автоматизировать все процессы. Это позволяет работать с тысячами девайсов в аренде без необходимости кратно наращивать штат сотрудников.

Если говорить о «фишках», делается упор на сервис: чтобы ни случилось с самокатом или велосипедом — работники компании сами устранят поломку или заменят инвентарь на аналогичный новый. Кроме того, сейчас разрабатывается контент, где пользователям подробно расскажут, как правильно пользоваться девайсами, как за ними следить. В тренажерном направлении — это также онлайн-тренировки на тренажерах, как правильно на них заниматься, какие упражнения, кроме стандартных, можно делать (например, на беговой дорожке можно не только бегать или ходить). Кроме того, компания собирается переходить на модель производства девайсов под собственной торговой маркой. Уже получены первые поставки велосипедов, произведенные специально для «Мой девайс».

Преимущества модели SaaS

Если проследить за тем, как меняется поведение потребителей за рубежом и в России, на Западе такие изменения всегда проявляются быстрее: заметим, что долгосрочная аренда уже давно вышла за рамки таких сфер, как аренда жилья или автомобилей. Люди арендуют мебель, электронику и даже одежду, причем в эти сферы выходят не только стартапы, но и крупные компании, например Ikea, Microsoft, HP и другие.

К тому же потребители, которые готовы брать товары по подписке, отличаются от тех, кто покупает. Как правило, такие люди не видят ценности в собственности на товары, они платят за функции, которые эта вещь выполняет. Они не хотят разбираться в том, сколько ампер-часов в аккумуляторе электросамоката, если знают, что электросамокат довезет их от дома до работы и обратно. Они хотят менять товары быстро, не утруждая себя заботами об избавлении от устаревших. И, пожалуй, самое важное: они готовы платить за сервис, если сервис помогает им сэкономить ценное время. Подписка на товары дает им такую возможность.

«Мы считаем, что этот тренд будет только усиливаться, и в какой-то момент покупка просто потеряет свой смысл», — Алексей.

Уже сегодня 57,3% американских потребителей готовы арендовать, а не покупать товары, если они качественные и модные, при этом для миллениалов и поколения Z этот показатель выше 70%.

Планы на будущее

Стратегия «Мой девайс» не предполагает роста «вширь» за счет внедрения все большего и большего количества девайсов. Невозможно оказывать хороший сервис по хорошей цене, когда нет специализации на ограниченном круге направлений. При таком подходе сервисы часто занимаются обычной арендой, а не подпиской, которая предполагает некую добавленную стоимость в виде технического сервиса, полезного контента и пр. Кроме того, как уже говорилось, компания переходит к производству девайсов из линейки под СТМ, а в дальнейшем, возможно, и собственному производству.

Планируется выход на новые рынки как в России, так и за рубежом. Кроме того, сейчас команда прорабатывает варианты с несколькими заинтересованными поставщиками, чтобы они могли использовать сервис как платформу для сдачи своих девайсов по подписке.

По итогам Demo Day акселератора МФТИ «Физтех.Старт» стартап «Мой девайс» получил грант в размере 300 тысяч рублей от Moscow Seed Fund. Фонд сотрудничает с акселератором МФТИ «Физтех.Старт» и в следующем сезоне планирует выдать грант лучшему стартапу в размере 500 тысяч рублей. Также Moscow Seed Fund является партнёром других стартап-программ от венчурной компании Startech.vc. Одна из них — акселератор для стартапов MUIV.LAB. Лучший стартап акселератора получит грант в размере 300 тысяч рублей.

Автор: Самвел Акопян

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья