ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Революция на американском рынке каннабиса

Постепенная легализация марихуаны в нескольких странах мира обернулась формированием нового быстрорастущего рынка. Только в США, где в 8 штатах марихуана разрешена для личного потребления, а ещё в 29 — для медицинского, в 2017 г. его объемы приблизились к $10 млрд. К 2030 г. рынок ждет семикратный рост, и не только в Штатах — уже этим летом марихуану легализует на федеральном уровне Канада. На рынке совершаются миллиардные сделки — так, канадский производитель Aurora Cannabis Inc. договорился о приобретении конкурента — MedReleaf Corp. — за 3,2 млрд канадских долларов. А корпорация Constellation Brands, владеющая брендом Corona, в 2017 г. приобрела акции канадского производителя медицинской марихуаны Canopy Growth.

Революция на американском рынке каннабиса

Участники нового рынка занимаются не только производством и продажей продукции: индустрия растет за счет технологических проектов, разрабатывающих решения для проведения платежей, соблюдения требований законодательства и даже аналитики больших данных. Ключевые векторы развития рынка, а также наиболее заметные стартапы, на которые стоит обратить внимание в текущем году, назвали эксперты аналитической компании CB Insights. Все проекты, конечно, развиваются за океаном, ведь в большинстве государств, в том числе в России, употребление и хранение марихуаны запрещено законом.

Фокус на медицину

В 2018 г. на рынке появится еще больше стартапов, сфокусированных как на изучении терапевтического эффекта каннабиноидов, так и на синтезе последних в лабораторных условиях, полагают авторы доклада.

В частности, CB Insights обращает внимание на канадский стартап Tilray, который уже производит 9 медицинских продуктов на основе марихуаны. В мае 2018 г. стартап сформировал стратегический альянс с Sandoz Canada, входящей в фармгруппу Novartis. В том же году Tilray привлек $47 млн на развитие в США и Европе. Еще одним участником рынка, заслуживающим внимания, аналитики посчитали биофармацевтическую компанию Teewinot Life Sciences, которая работает над производством чистых фармацевтических каннабиноидов с помощью методов биокатализа и синтетической биологии. Эти же технологии используются для создания новых соединений, включая пролекарства и аналоги каннабиноидов. На текущий момент компания уже привлекла $19 млн инвестиций от фонда Tuatara Capital.

Одновременно станут развиваться и цифровые решения — скажем, телемедицинские сервисы. Например, стартап HelloMD, хотя и стартовал в формате телемедицинской платформы, в итоге сфокусировался на удаленных консультациях по легальным продуктам с каннабисом. Его функционал доступен во Флориде и Нью-Йорке по платной подписке. В начале 2018 г. HelloMD привлек $7 млн финансирования, в том числе за счет краудфандинга, на расширение возможностей платформы.

Буква закона 

Стартапы, работающие на легальном рынке каннабиса, регулярно сталкиваются с проблемой соблюдения требований законодательства. В связи с этим в индустрии будет появляться все больше проектов с комплаенс-функционалом, помогающих соблюдать законы и избегать штрафов и санкций.

К примеру, стартап Simplifya уже разрабатывает программный продукт, открывающий доступ к нормативной базе, а также обеспечивающий участников рынка рядом других инструментов соблюдения регуляторики (например, позволяет имитировать процедуру аудита в компании). В январе 2018 г. стало известно о привлечении компанией $3 млн от фондов Merida Capital Partners и Hypur Ventures.

Другой проект, Green Bits, предлагает продавцам цифровую POS-платформу для автоматизации отчетности, верификации клиентов, инвентаризации товара и т.д. Услугами компании уже пользуется более тысячи ритейлеров. Программное оснащение позволяет законно управлять бизнесом, избегая штрафных санкций. Всего платформа на текущий момент привлекла раунд финансирования в размере $19 млн, в том числе от фондов Casa Verde Capital и Tiger Global Management.

А канадский стартап Ample Organics развивает сервис, отслеживающий происхождения продуктов «от семечки до прилавка». Последнее важно с учетом требований закона к продавцам медицинской марихуаны производить как минимум 70% реализуемой продукции.

Платежные решения

В 2018 г. на легальном рынке каннабиса будут востребованы сервисы для проведения и отслеживания платежей, а также взаимодействия с клиентами. Одно из решений уже предлагает Hewlett Packard — речь идет о системе для розничной торговли HP ElitePOS. Но есть и другие продукты: например, бизнес может пользоваться платформой для проведения электронных платежей от стартапа Pay Qwick. Для розничных потребителей платформа доступна через мобильное приложение. А проект Springbig предлагает CRM-платформу для управления взаимоотношениями с клиентами. Платформа в том числе позволяет развивать программы лояльности. Среди инвесторов проекта — фонды Green Acre Capital и Halley Venture Partners. Объем привлеченных средств составляет $3 млн. Место на новом рынке нашлось и для блокчейна — в рамках своей платежной платформы технологию использует стартап MOTA, выпустивший одноименные токены.

Big Data в помощь

Отдельным сектором рынка станет аналитика больших данных. В реальном времени данные уже сегодня предлагает платформа Equio от стартапа New Frontier Data, также компания проводит и специализированные исследования по рынку. Среди инвесторов проекта — Gladstone Financial, MJIC, Phyto Partners, а общий объем финансирования составляет $4 млн. Цифровую платформу для сбора, обобщения и анализа данных индустрии развивает и проект BDS Analytics. Инвестиции в проект составили $5 млн, в том числе от Canopy Boulder.

Реклама в сети 

Не обойдется новый рынок и без рекламы, а ключевыми станут цифровые каналы коммуникации с аудиторией. Например, проект HERB развивает контент-платформу, а также сетевое сообщество, посвященные индустрии. В финансировании проекта принимают участие Lerer Hippeau Ventures, Bullpen Capital, а также Great Oaks, общий объем вложений составил уже $ 4 млн.

Еще одну контент-платформу делает канадский стартап Modern Leaf. В 2018—2019 гг. последний планирует запустить в том числе собственные продуктовые предложения. Инвестором проекта выступает фонд Tuatara Capital.

За счет продажи рекламы работает телесеть Eyechronic, рекламирующая продукты на основе каннабиса в розничных сетях в США. Помимо рекламной поддержки продаж, стартап предоставляет владельцам магазинов аналитику предпочтений их клиентов.

Интернет вещей для АПК

В 2018 г. на рынке появятся и новые производственные техники. К примеру, канадская компания Pharma Cielo работает над новыми методами получения экстракта масла каннабиса медицинского назначения в Колумбии. Общий объем финансирования проекта составляет $12 млн; тем не менее инвесторы не раскрываются. А стартап Urban-gro предлагает технологические решения для повышения урожайности, такие как комплексные программы по борьбе с вредителями, автоматизированные системы внесения удобрений, а также управления освещением и ирригацией. Решение использует технологию Интернета вещей, позволяющую дистанционно контролировать ключевые показатели в процессе культивации растений. Как и в случае с Pharma Cielo, инвесторы проекта, уже вложившие в него $3 млн, предпочитают оставаться неизвестными.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья