ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Роботы работают курьерами

Кеннет Линдгрен

Кеннет Линдгрен

Генеральный директор «KONE Россия»

За этот год количество вакансий курьерских служб России увеличилось в 5,2 раза. Очередной локдаун, как и ожидалось, поспособствовал росту этого сегмента. На этом фоне в поисках новых логистических решений ряд крупных компаний решил обратиться к роботизации. Именно внедрение роботов-курьеров не только поможет бизнесу экономить средства, но и может улучшить безбарьерную среду городов.

В чем польза для бизнеса?

Роботизация доставки заметно сокращает расходы компаний на доставку последней мили. По подсчетам AGV Network, доставка с помощью робота-курьера может обойтись в 15 раз дешевле обычной. Роботы экономят средства компаний, не берут больничных. Аналитики уверены в светлом будущем роботизации доставки из-за роста инвестиционной привлекательности сегмента. По данным IDTechEx, к 2040 году емкость глобального рынка мобильных роботов, дронов и автономных средств для доставки и складирования может достигнуть $290 млрд.

Эффект пандемии

Пандемия резко изменила жизнь людей, социальные и поведенческие привычки. С переходом на удаленку многие стали опасаться посещать людные места, сократили круг контактов, особенно необязательных. Таким образом, по данным исследования Delivery Club, в первом квартале 2021 года количество заказов на доставку в Москве выросло на 50% по сравнению с первым кварталом 2020 года. В городах-миллионниках показатель вырос на 44%, в городах с количеством жителей до миллиона — в два раза.

Все это привело к увеличению затрат компаний на курьерские услуги. Во-первых, курьеров нужно все больше: SuperJob выявил, что в Москве количество вакансий курьеров выросло на 15% за год, в Петербурге — в 1,2 раза. Средняя зарплата курьера — от 34,5 тыс. рублей в месяц до 80 тыс.

Аналогичные тенденции наблюдаются по всему миру. Курьерская доставка, или доставка последней мили, согласно исследованию компании McKinsey, является самым дорогостоящим звеном в цепочке логистики. На нее приходится более 50% стоимости транспортировки заказа.

Роботы-курьеры

Решением проблемы стало использование роботов-курьеров. Развитие IT, искусственного интеллекта и технологий машинного обучения позволили создать устройство, способное заменить привычного курьера с квадратной термосумкой за плечами. Тренд на роботизацию доставки начался в США.

У многих американских ритейлеров и курьерских служб особое внимание получил проект R2 стартапа Nuro, чей робот выглядит как небольшой автомобиль. R2 внедрили в свою логистику сети супермаркетов Kroger и Walmart, служба доставки FedEx и сеть ресторанов быстрого питания Chipotle.

От тренда роботизации не отстали Amazon, аптечная сеть CVS Pharmacy, ресторанный оператор Domino's Pizza, китайский онлайн-ритейлер JD.com. Эти компании выбрали более компактного помощника.

В России тоже можно встретить курьера «Яндекс.Ровер». В конце 2020 года роботы «Яндекса» начали доставку из ресторанов в одном из районов Москвы, а сегодня «роверы» развозят еду не только в России, но и доставляют ее студентам в кампусе университета штата Огайо.

Хорошо, но не идеально

Почему при всех неоспоримых достоинствах роботов-курьеров заказы по-прежнему доставляют люди? Причина в несформированности безбарьерной среды городов. Пока маршрут большинства роботов-курьеров ограничен проезжей частью и тротуаром, они не могут добраться до квартиры покупателя. Чтобы забрать заказ, большинству жителей приходится выходить на улицу. Исключение — жители зданий, где уже есть роботы, умные лифты и безбарьерная среда, позволяющие организовать полный цикл доставки «от двери до двери». Эти технологии уже используются, но пока за рубежом.

«Овсянка, сэр»

Примером может послужить совместный проект KONE и Savioke в отеле ЕМС2 в Чикаго, где совмещены интерфейсы лифтового оборудования и роботов-курьеров Relay. Гость направляет свой запрос на ресепшн, служащие отеля загружают робота всем необходимым, будь то еда, напитки или гигиенические принадлежности, и отправляют гостю. Перемещения между этажами для роботов стали возможны с помощью умных лифтов. Через API (интерфейс прикладного программирования) лифт и робот обмениваются информацией, лифт отправляет «курьера» на нужный этаж, где тот доезжает до двери клиента. Гости остались довольны доставкой, а работники отеля были рады снять с себя часть рутинной работы.

Но для того чтобы робот смог совершать полный цикл доставки между двумя разными зданиями, проезжая по улицам до дома или офиса, нужны технологии бесконтактного доступа в здание, безбарьерная среда и умный лифт.

Нам барьеры не нужны

Скоро строительные компании начнут учитывать автоматизированные способы доставки еще на уровне проектирования зданий. Объем рынка достигнет $38,3 млрд уже к 2027 году. Популяризация роботизированной доставки заставит задуматься об оперативном улучшении безбарьерной среды, поэтому она будет предусмотрена если не везде, то в большинстве общественных мест. В этом заинтересованы самые разные отрасли: от разработчиков роботов до девелоперов, от служб доставок и ритейлеров до производителей умных лифтов.

От роботов-доставщиков к социальному равенству

Распространение безбарьерной среды поможет людям с ограниченными возможностями трудоустраиваться на должности, где нужно периодически ездить в офис, на встречи, в командировки, потому что преграда невозможности перемещения исчезнет.

Между тем проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями все еще острая: в 2019 и 2020 годах в России насчитывалось около 3,5 млн людей с инвалидностью, способных работать, но, по данным Минтруда, трудоустроено из них было менее 30%. Влиться в трудовые процессы людям с инвалидностью не удается в том числе из-за отсутствия безбарьерной среды и инфраструктуры.

Таким образом, развитие роботизации доставки поможет компаниям экономить на расходах «доставки последней мили», жильцам многоэтажных домов — получить умные лифты, а для инвалидов, пожилых людей и родителей с маленькими детьми во многих общественных местах появится доступная безбарьерная среда.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья