ENG

Перейти в Дзен
Аналитика

Чем российские предприниматели отличаются от других

В мае 2017 года оргкомитет Национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех» провёл опрос участников и финалистов премии с целью выяснить, чем российское предпринимательство отличается от предпринимательства в других странах. В опросе приняло участие 240 человек.

© Николай Винокуров / Фотобанк Лори

На вопрос «Сколько вам было лет, когда вы начали свое дело?» 36,6 % опрошенных ответили, что начали бизнес в возрасте в 23-30 лет, 31,3% — в возрасте 31-40 лет.

На вопрос «Сколько денег приносит вам ваш бизнес ежемесячно?» 39,9% ответили «От 20 до 50 тысяч рублей». От 50 до 100 тысяч рублей зарабатывают 26,3% предпринимателей. От 100 до 200 тысяч рублей — 15,2%. От 200 до 500 тысяч рублей — 11,9%, до 1 миллиона рублей — 4,1%, больше 10 миллионов — 1,6%.

85,2 % опрошенных предпринимателей признались, что этих заработков им не хватает на жизнь.

Ответы предпринимателей на открытый вопрос «Чем, на ваш взгляд, российское предпринимательство отличается от предпринимательства в других странах?» можно типологизировать. Самая большая группа ответов подчёркивает высокий уровень административных издержек, высокую нагрузку на бизнес и неопределённость, нестабильность со стороны государственного регулирования.

  • Не знаком с основами ведения предпринимательской деятельности в других странах. В России огромный минус — постоянно меняющееся законодательство (онлайн-кассы, ЕГАИС, ПЛАТОН, увеличение налогов, страховых взносов и пр.) пагубно отражается на предпринимателях, вынуждают бизнес уходить в тень.
  • Обилием структур для различных согласований. Разная законодательная и налоговая база. Что-то лучше, что-то тяжелее. Давление со стороны всех структур. Нестабильностью. Налогами.
  • В России это выживание.
  • Отсутствием стабильности в экономике и постоянные смены законодательства.
  • Сложностью получения поддержек. У регионов все налоги уходят в федеральный центр — а на развитие региона и поддержку предпринимательства остаются крохи, и поэтому поддержка предпринимательства неэффективна.
  • Во многих странах предприниматели более свободны и работают по понятным правилам, которые не меняются десятилетиями, у нас просто реально не успеваешь следить за изменениями.
  • Большими рисками, несвободой, чиновничьим беспределом.
  • Бюрократией, молодое направление относительно других развитых стран. Сложностью ведения бизнеса.
  • Там не мешают бизнесу.
  • Ужесточенная налоговая политика, высокие ставки налогообложения в РФ.
  • Государство не понимает ключевую роль малого бизнеса в современной экономике. Инфляция и падающий уже 12 кварталов подряд платежеспособный спрос и так ставят малый бизнес на грань банкротства. На фоне пустых деклараций об облегчении налогового бремени, уменьшения количества проверок — высокие налоги и другие сборы, постоянные проверки и штрафы (вместо профилактики нарушений) не развивают бизнес, а губят.

Большое количество предпринимателей рассказывают о слабой системе мер государственной поддержки по сравнению с иностранными государствами:

  • Мы, предприниматели из России, по-прежнему решаем детскую задачку, что первично — продажи или производство (курица или яйцо) — продажи вторичны, главное произвести или закупить нужную продукцию; посредники — это лишнее звено или часть логистики. Российские предприниматели вынуждены организовывать производство в чистом поле, а не в сформированном индустриальном кластере. В других странах для новых предпринимателей есть два способа доставить товар покупателям — уличные магазины и интернет. У российских молодых предпринимателей есть только интернет для продвижения. Уличных магазинов нет и не будет. Вполне вероятно, что именно такие условия предпринимательской среды в дальнейшем выведут нас на принципиально новый уровень реализации бизнес проектов и мы перескочим далеко вперед другие страны.
  • Там хорошая поддержка государства: при реализации предпринимательской деятельности, например, они налогов меньше платят, чем мы.
  • Законодательно зарегулированы процедуры предоставления земельных участков, разрешительной документации, высокая стоимость кредитов, прессинг со стороны контролирующих органов.
  • Огромными налогами и бесконечными проверками.
  • Бесправным положением микробизнеса. Поддержкой со стороны государства на словах, а на деле продолжает формироваться принцип, что бизнес — удел людей, приближенных к власти.
  • Ниже ставка по процентам в банках.
  • У нас каждый может рассчитывать только на себя. Помощь от государства — пустые слова. Много препятствий и скрытых трудностей.
  • Наше предпринимательство лучше, но мало поддержки со стороны государства.
  • Полнейшим отсутствием помощи и поддержки со стороны государства. Если она и существует, то она недоступна для малого и среднего бизнеса. Нежизнеспособны какие-либо льготы для малого бизнеса, если они вообще существуют.

Третий тип ответов — те, кто подчёркивает незрелость самих подходов российских предпринимателей по сравнению с иностранными. Таких меньшинство.

  • Российский предприниматель в большинстве своём стремится получить сиюминутную выгоду, не думая о качестве своего товара или услуги.
  • Невысокой ответственностью перед заказчиком. Жизнь сегодняшним днем.
  • Российское предпринимательство (МСБ) озабочено больше извлечением максимальной прибыли при наименьших затратах, нежели повышением качества продукции или услуг (за небольшим исключением). Основная забота — оптимизировать работу за счёт сокращения или вообще неуплаты налогов в казну государства. Придумываются разные схемы, откаты, дабы уйти от налогов или свести платы до минимума. Но когда что-то не так у предпринимателя — он бежит за поддержкой к государству, в лице президента или других представителей власти. Надо учить предпринимателей бизнес-патриотизму. И главное в этом — исправно и своевременно платить налоги с прибыли, повышая качество продукции и услуг. В других странах для предпринимателя это основное правило.
  • Считаю, что у нас больше купеческого и договоренностей «по понятиям».
  • Не понимают необходимости постоянно учиться.
  • Там почти он весь белый, а у нас «серый». Недобросовестная конкуренция.

Из этого часть предпринимателей делают вывод, что в таких условиях российский бизнес учится выживать, и за счет этого у него появляются неординарные решения. В этом они видят позитивные проявления:

  • Смекалкой, как выживать, когда условий для развития очень мало.
  • Настойчивостью, упорством и «прухой» — случайно повезло.
  • Это героизм.
  •  

  • Смелостью.
  • Своим менталитетом и закалкой русского человека!
  •  

  • Сообразительностью.
  • Им приходится выживать в агрессивной среде.
  • Изворотливостью, умением приспосабливаться к любым условиям.
  • Мы круче всех!
Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья