ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестклимат

Российские школьные обеды для зарубежных стран

Во всем мире забота о подрастающем поколении является важнейшим приоритетом государственной политики. Поэтому тема школьного питания является общегосударственной во всем мире. Недостаточное потребление некоторых элементов в структуре детского питания линейно приводит к низкорослости, анемии и целому букету заболеваний как у мальчиков, так и у девочек. Правильное питание формирует тот капитал здорового или не очень здорового населения, которое потом приходит в экономику каждого государства. 

На сегодняшний день три государства — Республика Армения, Республика Кыргызстан и Таджикская Республика — получают российскую продовольственную помощь в проекте «Школьное питание». До этого в 2010–2012 гг. помощь по линии школьных обедов оказывалась также Иордании, Марокко и Тунису. Прорабатывались и другие направления, но кризис существенно повлиял на эти планы. Они пока отложены, невзирая на то, что, скорее всего, их актуальность возросла. Речь велась про несколько стран Юго-Восточной Азии, таких как Лаос, Камбоджа и др.

Возвращаясь к Армении, Таджикистану и Кыргызстану, можно отметить, что сотрудничество происходит в нескольких направлениях: разработка нормативно-правовой базы; утверждение программ школьного питания на основе общеполитической ситуации; разработка и реализация практического плана финансирования и доставки продуктов.

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания, подчеркнул:

«Это задачи, которые относятся к сфере продовольственной безопасности, но это не вопросы борьбы с голодом, которые решает прежде всего Всемирная продовольственная программа. И мы обладаем, я надеюсь, серьёзным и основанным на российских реалиях опытом в организации школьного питания. И национальные правительства, и Российская Федерация эти программы видят, реализуют, поддерживают и развивают».

Помощь в разработке программ школьного питания фокусируется на том, чтобы создать в этих странах собственные действенные компетенции, механизмы и институты этой самой помощи. Так, если говорить на примере Армении, то начатая десять лет назад работа привела к тому, что сегодня Армения из государственного бюджета страны кормит шесть из десяти своих областей. А начиналось с того, что ни в одной области ни одному ребёнку школьное питание не предоставлялось. Выделение средств для поддержки Всемирной продовольственной программы в Армении идет при условии, что армянское правительство формирует и реализует последовательную программу передачи этих компетенций на национальный уровень.

В этом году на фоне пандемии Россия выделила финансовые средства Таджикистану как раз на программу школьного питания. Это крупнейшая операция Всемирной продовольственной программы ООН, которая охватывает триста пятьдесят тысяч детей. То есть на деньги России они обеспечиваются продуктовым набором. Владимир Чернигов прокомментировал:

«Дети ежедневно ходят в школу и получают там горячее питание благодаря тому, что Россия выделяет на это средства. Питание очень простое. Есть основной базовый набор продуктов, к которому местные жители, общины присоединяют свои продукты с приусадебных хозяйств. В основном это овощи, в сезон — фрукты. И в итоге дети получают относительно нормальное питание, зачастую лучше, чем они получили бы дома. Я думаю, переоценить значение такого шага именно в это тяжелое время трудно. Как говорится, друг познается в беде».

Если говорить о проекте «Школьное питание» в Киргизии, то Киргизская Республика — одна из немногих, если не единственная, стран, сохранивших государственное финансирование питания школьников. Просто сумма, которая выделяется на эти цели, достаточно небольшая. И ее явно не хватает для того, чтобы питание было не просто, что называется, «каким-то продовольствием», то есть булочкой с горячим чаем, а полноценным и соответствующим потребностям ребенка в развитии. Поэтому в Киргизии активно выстраиваются производственно-логистические цепочки от местных фермеров до местных школьников, и Россия, помимо финансовой помощи, имея большой логистический опыт, помогает стране в этом.

Таким образом, задачи, которые решаются в странах Таджикистан, Кыргызстан, Армения и носят общее название «Школьное питание», принципиально отличаются по содержанию работы.

Кризис — это время очень серьезных и очень широких ревизий, даже привычных и кажущихся совершенно очевидными, необходимыми и важными решениями.

«Я рад тому, что эти ревизии произойдут. Я абсолютно, конечно же, не рад, что они случатся из-за такой причины, которой является эпидемия, но я считаю, что Россия, проанализировав и взвесив, выберет обоснованную и стратегически правильную позицию в отношении всех тех, кому она оказывала помощь. Какие-то меры, я думаю, будут сохранены и даже усилены, какие-то, которые могут “подождать лучших времен”, видимо, будет отложены», — отмечает Владимир Чернигов.

Автор: Анна Журба

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья