ENG

Перейти в Дзен
Это интересно

Стоит ли сегодня читать Питера Друкера?

Jeff McNeill | Wikimedia

Питер Друкер — один из наиболее уважаемых и авторитетных классиков теории управления, а по мнению многих, и вовсе создатель современного менеджмента. За время своей долгой профессиональной карьеры он успел написать более тридцати книг, посвященных бизнесу и управлению.  В знак признания его заслуг и уважения в столетний юбилей Друкера в 2009 году журнал Harvard Business Review вышел с его фотографией на обложке и заголовком: «Что бы сделал Питер?». 

Иными словами, Питер Друкер из тех, кого называют «гуру менеджмента». Насколько же значимы и востребованы идеи и подходы Друкера сегодня?

Ведь по сравнению с временами, когда он писал свои книги, бизнес-реальность значительно — а в некоторых случаях и разительно — изменилась. Например, типичной карьерой давно уже не является пожизненная занятость в одной компании с медленным продвижением по служебной лестнице.

Одна из управленческих концепций Друкера — управление по целям (Management by Objectives или MBO). Она была изложена в книге «Практика менеджмента», увидевшей свет в 1954 году. Управление по целям предполагает постановку и согласование целей менеджментом и сотрудниками компании, способствует эффективному распределению корпоративных ресурсов, а также большему вовлечению сотрудников в работу и контролю за их деятельностью со стороны руководства. Важно, что, согласно рекомендациям Друкера, в постановке стратегических целей следовало не ограничиваться исключительно финансовыми показателями, а использовать восемь аспектов деятельности компании, среди которых также маркетинговый, производственный, инновационный аспекты, а также аспекты развития персонала и социальной ответственности бизнеса.

Позднее эта идея Друкера получила развитие в концепции под названием «Сбалансированная система показателей» (Balanced Scorecard). В 1992 году Роберт Нортон и Дэвид Каплан опубликовали в журнале Harvard Business Review статью о стратегических показателях, измерение которых способствовало повышению результативности компании. В отличии от Друкера, авторы выделили четыре основных аспекта деятельности: финансы, клиенты, бизнес-процессы и обучение. Усилиями соавторов идея BSC получила широкое распространение в зарубежных и российских компаниях как эффективный инструмент стратегического управления.

Еще одна важная книга Питера Друкера, «Эффективный руководитель» (1964), была посвящена работе топ-менеджеров. В ее основу был положен персональный опыт консультирования авторов первых лиц крупных компаний. Среди легендарных «простых вопросов» Друкера — обращение к Джеку Уэлчу, главе компании General Electric, о том, стал бы он входить сейчас в тот или бизнес, если бы GE в нем не присутствовала. За этим вопросом последовал известный стратегический разворот Уэлча, когда GE отказалась от всех бизнес-направлений, в которых не была на рынке номером один или два. Однако «Эффективный руководитель» предлагает не бизнес-модели, а рекомендации топ-менеджерам по порядку принятия решений и организации рабочего времени. Книга, похожая на современные пособия по личной эффективности, заканчивается утверждением Друкера о сочетании двух потребностей — потребности организации во вкладе сотрудников и потребности сотрудников во внеэкономических вознаграждениях: новых возможностях для саморазвития.

Особенно значимы эти потребности, как подчеркивал Друкер, для так называемых «интеллектуальных работников» (knowledge workers). Выделение этой новой категории работников — еще один значительный вклад Друкера в теорию и практику менеджмента. Появление интеллектуальных работников в компаниях и корпорациях стало результатом изменения характера промышленного производства: возрастание разнообразия типов техники, образцов товаров, видов услуг меняло характер принятия управленческих решений и предъявляло особые требования к квалификации лиц, принимающих решения. Эти изменения и зафиксировал Друкер.

Столь же проницателен он оказался и в отношении некоммерческих организаций, которые, по его мнению, являлись третьей, наряду с государственными и бизнес-организациями, экономической силой, важной для благосостояния общества. А в книге «Эпоха разрыва» (1969) он писал о том, что менеджмент является прежде всего социальным, а не экономическим или бизнес-институтом. Так, в качестве трех основных задач бизнеса Друкер называл получение прибыли, удовлетворение сотрудников и проявление социальной ответственности. В той же книге он констатировал слабость правительства в решении социальных и экономических задач.

Такое внимание к глобальным тенденциям, экономическому и социальному контексту, в которых реализуется институт менеджмента, характерно для всей деятельности Друкера. Неслучайно социолог Карл Поланьи в своём труде «Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени» особо благодарит Питера Друкера за дружеское расположение и ценные советы.

Эта широта интересов восходит к началу его карьеры. Питер Фердинанд Друкер родился в 1909 году в небольшом городке под Веной. В то время столица Австро-Венгерской империи была одним из крупнейших интеллектуальных центров. В круг общения Друкера входили такие персоны, как Людвиг Витгенштейн и Йозеф Шумпетер, автор книги «Капитализм, социализм и демократия». Своеобразным знаком уважения Шумпетеру и его идеям стала книга «Бизнес и инновации», в которой Друкер осмыслил сущность предпринимательской деятельности и определил ключевую задачу предпринимателя — перемещение ресурсов из области низкой отдачи в область отдачи высокой.

Знание прошлого и талант мыслителя, способного размышлять о будущем, в сочетании с успешной консалтинговой практикой и преподавательской деятельностью по праву принесли Друкеру титул «отца современного менеджмента». Сегодня многие его идеи и концепции уже стали частью повседневной бизнес-реальности и воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Одной же из главных заслуг Друкера стало то, что он первым задумался о смысле бизнеса и существования организаций в обществе, о принципах и правилах эффективного управления, направленного на создание общественного блага и удовлетворение собственных сотрудников. А затем успешно трансформировал результаты размышлений в описание менеджмента как социального института.

Автор: Сергей Максимов

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья