За время пандемии мы привыкли опасаться лишних контактов, по возможности избегать больших походов по магазинам, заказывать доставку необходимых продуктов и других товаров на дом. Не подорвет ли изменение паттернов поведения покупателей саму идею воскресного семейного шопинга, когда в гипермаркете закупается все необходимое (и много ненужного) на целую неделю? Существуют ли у российского ритейла мощные компетенции, которые помогут ему быстро восстановиться после пандемии? Что нового могут предложить «физические» магазины и какова их роль в современном мире? На вопросы ответили участники сессии «Стоит ли традиционному ритейлу опасаться онлайна?» в ходе Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС.
Жарких споров во время дискуссии не случилось, все участники сессии были единодушны: онлайн-магазины традиционному ритейлу не враги, а помощники, покупатели останутся верны своим любимым розничным сетям и не откажутся от возможности ходить за продуктами в гипермаркеты. В доказательство этого эксперты привели несколько убедительных аргументов.
Положительные эмоции
Директор по операционной деятельности ГК «О’КЕЙ» Павел Локшин уверен: люди идут в гипермаркеты не только за покупками, но и за эмоциями, которых не хватает при онлайн-шопинге. Так приятно самому выбрать новое средство для мытья посуды, симпатичные тарелки или ароматный кофе! А заодно наткнуться на что-нибудь неожиданное и удивиться: надо же, какие фигурные стали выпускать подставки для мобильных телефонов! Набирая по списку необходимые продукты, по пути мы почти всегда захватываем что-то незапланированное. Иногда вещи эти совершенно ненужные и бессмысленные. Но сколько радости они доставляют!
Местоположение
«В странах с развитым рынком 80% гипермаркетов находятся за городом. У нас же основная часть крупных гипермаркетов расположена в ТЦ в черте города. Отправляясь за продуктами, семья получает дополнительный бонус — может зайти в любимый магазин, посмотреть кино, выпить кофе», — сказал Павел Локшин.
А учредитель, член совета директоров ГК «Командор» Олег Сипетый добавил, что важным преимуществом ритейла является пешая доступность, когда времени на поход в магазин тратится не так уж и много.
«Лет тридцать назад, чтобы купить колбасу, люди ездили из Смоленска в Москву, пятнадцать лет назад — на другой конец своего родного города, сегодня появились магазины у дома, добраться до которых можно за 5 минут», — пояснил Сипетый.
Свежесть продуктов
Генеральный директор ООО «ДНС Групп» Дмитрий Алексеев заметил, что любому покупателю важна возможность «пощупать товар» и, если остались вопросы, посоветоваться с продавцом-консультантом. К тому же в традиционном ритейле покупатели могут выбрать самые свежие продукты — на дату производства, стоящую на упаковке, обращают пристальное внимание 80% потребителей. Онлайн-покупка иногда разочаровывает — до окончания срока годности творога могут оставаться всего одни сутки, а помидоры оказываются мятыми или недозрелыми.
Собственные торговые марки (СТМ)
У многих розничных сетей, супермаркетов сегодня появилось собственное производство. И если раньше покупатели относились к недорогим товарам СТМ с недоверием, то сегодня они в тренде, продажи растут. Эксперты отметили, что люди «распробовали» многие продукты СТМ, поняли, что они хорошего качества и не стоит переплачивать, выбирая более раскрученные, известные или модные бренды. Некоторые покупатели, считают эксперты, приходят в супермаркеты специально за недорогими товарами, которые выпускаются под собственной торговой маркой сети.
Экономия
«Самая важная особенность российской розницы — небольшие единичные покупки в традиционных магазинах обходятся дешевле, чем приобретение тех же товаров онлайн, когда приходится платить за доставку», — считает Дмитрий Алексеев.
К тому же, по словам Алексеева, «доставка — услуга, заточенная под рабский труд», когда условия работы очень тяжелы, а оплата минимальна, и пока не придумают беспилотную доставку, ее дальнейшее развитие бесперспективно.
Экономить помогают и дискаунтеры — формат магазинов, которые предлагают «оптимальный ассортимент товаров по ценам ниже средних рыночных» и сейчас активно развиваются.
«Держать цены дискаунтерам позволяет эффективная логистика и низкие затраты на персонал, которого в таких магазинах меньше, чем в обычных гипермаркетах», — поделился мнением Павел Локшин.
Подводя итог дискуссии, Дмитрий Алексеев заметил, что деление на онлайн и офлайн в торговле является несколько надуманным, ведь у большинства покупателей сегодня в кармане лежит смартфон, значит, ритейлу надо просто адаптироваться к такому положению дел и развивать оба формата — онлайн и офлайн.
«У крупнейшего онлайн-магазина Wildberries огромное количество точек физического присутствия. Они самые офлайновые из всех онлайнеров. То же и с продуктовыми супермаркетами. Зайти в ближайший магазин — самый простой способ быстро пополнить холодильник, поэтому традиционному ритейлу онлайн не помеха, а подспорье», — добавил Алексеев.
Записала Наталья Сысоева