ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Тест для быстрой диагностики рака

Каждый год в мире регистрируется порядка 10 млн новых случаев рака. По данным Всемирной организации здравоохранения, 40% ныне живущих людей до конца жизни заболеет раком. Смертность от рака — на втором месте среди всех заболеваний. Компания «Джейвис Диагностикс» разработала препарат для раннего выявления большинства видов рака, он на настоящий момент не имеет аналогов. Канадская команда проекта — компания UCT Research and Development (Торонто) проводит второй раунд частного размещения акций для получения регистрации в России. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от заместителя гендиректора компании Сергея Цуркана на конференции Мединвестклуба.

Тест для быстрой диагностики рака

Онкотест CA-62

В основе разработанного теста CA-62 — поверхностный белок, характерный для зародышевых, стволовых и раковых клеток. Здоровые клетки взрослых его практически не вырабатывают. Разработчики выявили значительное отличие уровня онкомаркера у здоровых и больных людей. Тест основан на измерении в сыворотке крови пациента биомаркера N-гликопротеина СА-62.

Эпителиальные раки — это 30% всех видов раков, или до 90% случаев. «Джейвис Диагностикс» протестировала более 18 видов сыворотки больных эпителиальными раками и показала чувствительность и селективность выявления в более 90%.

«Если мы будем делать скрининг, то мы можем обнаружить до 90% случаев рака», — говорит Сергей Цуркан.

Речь идет в том числе о таких распространенных видах заболевания, как рак молочной железы, простаты, яичников, легких, колоректальный рак и рак желудка. Тест получил подтверждение на образцах в более чем 15 исследованиях в онкологических центрах Европы, США, Канады и России. Проанализировано более 5000 образцов сыворотки. Тест проводится при помощи стандартного анализа крови из вены в течение двух дней. Розничная цена теста в России планируется на уровне до 6000 рублей, на Западе — до $300.

Тест может быть выполнен в сочетании с другими зарегистрированными маркерами рака, такими как PSA (маркер рака простаты), CA-125 (маркер рака яичников), CA-15-3 (маркер рака молочных желез), CEA (прямой кишки) и маммографией, что повышает точность полученных результатов по сравнению с их изолированным использованием. Использование теста в качестве независимого скринингового инструмента должно значительно увеличивать общую выживаемость пациентов за счет более раннего выявления заболевших. Смертность от рака зависит от того, на какой стадии его диагностировали. Поэтому очень важно выявить рак у пациента как можно раньше.

В дополнение к раннему выявлению рака эту технологию также можно использовать для мониторинга и лечения рака у пациентов с прогрессирующим раком для оценки эффективности лечения, а также для выявления вероятности рецидива у пациентов.

«Мы ожидаем, что маркер СА-62 во время химиотерапии позволит быстро (в течение 1 месяца) выявить неэффективность химиотерапии и изменить препарат», — отмечает Сергей Цуркан.

Тест для быстрой диагностики рака

Потенциальный рынок — $1 млрд

Потенциальный рынок нового препарата для диагностики рака — $1 млрд. Конкуренты — в основном компании, проводящие генетические тесты. Это Grail и ушедшая с рынка Oncoshure.

Конкуренты пока не создали онкомаркера с широкой и одновременно высокой чувствительностью. Они диагностируют рак на 3-4 стадии, когда происходят изменения в ДНК, но лечить такой рак бывает либо очень сложно, либо уже невозможно. Цуркан этот метод диагностики рака считает ненаучным.

89% ООО «Джейвис Диагностикс» принадлежит кандской компании UCT R&D, 10% — у Жаннеты Черкасовой (данные Контур.Фокус). Возглавляемая Жаннетой Черкасовой российская компания — это основная часть команды разработчиков. Черкасова — один из авторов теста, она проработала более 20 лет за рубежом и вернулась в Россию. Часть исследований идет в Канаде, где работают, в частности, президент Международного общества онкологии и биомаркеров (ISOBM) Рикардо Моро и гендиректор компании Universal Cancer Technologies Research And Development (UCT R&D) Вячеслав Кондратьев.

На IPO

В России в настоящее время идут клинические испытания теста. В Канаде UCT намерена привлечь $3 млн на организацию производства, а затем провести IPO. Производство теста будет размещено в «Сколково», в Технопарке. Ранее UCT R&D привлекла от частных инвесторов $400 тыс. для проведения технических и клинических испытаний. Планируется новый, второй раунд частной подписки на $250 тыс. для получения регистрационных документов в России.

Если Минздрав зарегистрирует этот тест, то канадская FDA примет данные клинических испытаний после прохождения компанией независимой сертификации по стандарту ISO 13485. В Канаде потенциальные покупатели онкотеста CA-62 — прежде всего страховые компании.

Автор: Наталья Кузнецова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья