ENG
Перейти в Дзен
В мире, Это интересно

Цифровизация праздников

Сменяющие друг друга волны Covid-19 снова и снова создают риски локальных и глобальных локдаунов. Обнаруженный на старте праздничного зимнего сезона штамм коронавируса «омикрон» уже поставил под угрозу проведение офлайн-торжеств сразу в нескольких странах: Ханука в Израиле проходит в условиях закрытых границ и ограничений на массовые мероприятия, лишь несколько традиционных рождественских ярмарок в Германии открылись для вакцинированных или переболевших посетителей, да и они могут закрыться досрочно. Впрочем, за почти два года жизни в условиях пандемии мир, кажется, научился многому, сумев перенести практически всю значимую рабочую, бытовую и социальную активность в интернет. Более того, в определенной степени феномен цифровизации праздников — явление далеко не новое, а его теперешние проявления лишь дополняют дигитализацию ритуалов, начавшуюся с подачи социальных сетей. 

Ритуал в виртуальном мире

Первая цифровая открытка появилась в декабре 1994 г. и была придумана специалистом по социальным медиа Джудит Донат в MIT Media Lab при Массачусетском технологическом институте. Процесс ее отправки оказался, пожалуй, не слишком проще в сравнении с обычной, исключая лишь отсутствие необходимости идти в почтовое отделение. Для того чтобы отослать такое электронное поздравление, пользователь должен был зайти на сайт The Electric Postcard, выбрать подходящее из коллекции изображений, варьирующихся от картин известных художников до фотографий природы или животных, при желании сделать подпись и указать электронную почту получателя. Последнему приходило уведомление от сервиса и ссылка, кликая на которую, адресат знакомился с содержимым.

На старте проекта его создатели не особенно верили в успех, поскольку осознавали относительную сложность процедуры. Более того, авторы идеи были учеными, а не инновационными предпринимателями, а потому основной задачей они определили не включение своей технологии в индустрию праздничных развлечений с последующей коммерциализацией, а популяризацию интернета как такового. Неслучайно, помимо поздравления, получателю приходила информация с рекламой сервиса, с помощью которой людям хотели показать, что компьютеры и «Всемирная паутина» способны выполнять не только рабочие задачи.

Впрочем, именно зимний сезон 1995–1996 гг. принес The Electric Postcard первый успех в виде почти 20 тысяч цифровых открыток в пиковые дни предпраздничной поздравительной эйфории. Любопытно, но электронная карточка стала столь востребованной во многом потому, что оказалась своего рода переходным элементом от смайлика в виде точек и скобок до привычных сегодня эмодзи. Другими словами, люди получили возможность взаимодействовать через интернет, не говоря ни слова, а лишь отсылая изображение.

MIT Media Lab сравнительно недолго господствовала на рынке, и уже к осени 1996 г. появились открытки от Awesome Cards, которые пересылались на имэйл адресата напрямую, без необходимости перехода по вызывающим подозрения ссылкам. За этим последовал частичный переход в онлайн компаний, специализировавшихся до того на бумажных карточках и их коллаборации с крупными разработчиками программного обеспечения, такими как «Майкрософт». Следующей вехой на пути дигитализации атрибутов праздника стали MMS-сообщения, дополнительно ускорившие и облегчившие обмен поздравительной корреспонденцией.

Постепенно рынок цифровых открыток рос вплоть до 2004 г. Новый всплеск его популярности стал отмечаться в 2020–2021 г. на фоне пандемии. Причем начался этот бум без привязки к какому-либо празднику в марте 2020 г. и был, по мнению психологов, связан с желанием разнообразить пребывание в интернете, которое из-за перехода в режим домашнего офиса у большинства ассоциировалось исключительно с выполнением рабочих задач. Таким образом, электронные открытки в некотором смысле снова стали выполнять функции смайлов. Постепенно индустрия снова вернулась к повышенному спросу именно в сезон праздников, поскольку шанс поздравить близких лично появился далеко не у всех.

Открытки — лишь один из примеров цифровизации праздничных ритуалов, которые также могут включать в себя установку электронных напоминаний о днях рождения и иных памятных датах в календарях мобильных устройств и социальных сетях или онлайн-пожертвования перед религиозными праздниками, будь то Благовещение, Йом Кипур или Ураза Байрам. Даже просмотр привычной нам на Новый год «Иронии судьбы» не по телевизору, а по интернету — еще одна грань распространяющейся практики.

Всплеск ее популярности на фоне пандемии обусловлен тем, что онлайн-церемониал может не отличаться от обычного ничем, кроме факта личного присутствия его участников. В частности, электронные ритуалы не теряют символического смысла своих офлайн-аналогов, позволяют соблюсти требование периодичности и создают ощущение сопричастности у тех, кто их выполняет. Более того, в некотором смысле и вопрос личного присутствия становится более условным, поскольку договоренность собираться вместе сохраняется, в то время как единство среды поддерживается не за счет прихода, к примеру, в одно и то же кафе для предновогодней встречи с друзьями, а в определенную социальную сеть или мессенджер, где полюбившийся интерьер подменяется фоном или стикерпаком, выбранными группой.

Цифровизация еврейских праздников

Некогда в Соединенных Штатах еврейские общины, опасаясь ассимиляции, придали новый стимул еврейским праздникам, стараясь адаптировать их к реалиям страны, в которой проживают. Нечто подобное произошло и на фоне Covid-19. Примером тому служит американская некоммерческая организация JewBelong, специализирующаяся на популяризации еврейской жизни в США через предложение простых и понятных объяснений сущности традиций, культуры и религии для своих пользователей, а также проведение общественных кампаний, направленных на привлечении внимания к таким вопросам, как антисемитизм. Большое значение команда JewBelong традиционно отводит праздникам, разрабатывая тематические страницы на своем сайте, рассказывающие об особенностях того или иного события, а также о том, как правильно соблюсти все необходимые с точки зрения иудаизма правила.

По понятным причинам организация не смогла остаться в стороне, когда большая часть общинной жизни, в том числе совместные офлайн-торжества, попали под запрет из-за коронавирусных ограничений. Ответом на новую реальность от команды проекта стали сразу несколько цифровых сервисов, позволяющих провести привычные ритуалы удаленно.

Наибольшее внимание в JewBelong уделили еврейскому Новому году, который отмечается осенью и состоит, по сути, из двух праздников. Первый из них — Рош-а-Шана, в переводе — «макушка года», дающая старт следующему циклу. Второй — Йом Кипур, или «Судный день». Этот период в еврейской традиции связан с просьбой о прощении у всех, кого человек мог обидеть для того, чтобы попасть в «Книгу жизни» в следующем году. Здесь JewBelong подготовил для своих пользователей много интересного. К примеру, раздел, посвященный извинениям, предлагает провести весь ритуал в прямом смысле не отходя от компьютера. Вначале нужно прочесть с экрана молитву о признании грехов, затем выбрать один из четырех предложенных на выбор вариантов начать письмо с извинениями, написать это письмо уже своими словами и переслать через «Фейсбук», «Твиттер» или электронную почту. Любопытно, что оформлено сообщение в виде сердечка, отсылающего в большей степени к Дню святого Валентина.

Еще один оцифрованный благодаря JewBelong обряд — Ташлих. Его название происходит от глагола «бросать» на иврите, а ритуал предполагает чтение молитвы об искуплении грехов, в то время как кающийся бросает в водоем кусочки хлеба, символизирующие его грехи. Поскольку выход на улицу, а уж тем более возможность добраться до водоема во время локдауна для многих стали роскошью, сайт предложил проделать все дистанционно: прочесть текст нужной молитвы, написать, по аналогии с извинениями, свой проступок в течение года, а затем посмотреть, как виртуальная рука кидает такие же виртуальные крошки в цифровую реку. Поделиться информацией о завершении процедуры можно на тех же платформах.

Любопытно, что Ханука, которая отмечается в текущем году с 28 ноября по 6 декабря, оказалась менее дигитализированной. При подготовке к ней авторы JewBelong предложили своим пользователям ознакомиться с историей праздника, инструкциями по зажиганию свечей, а также несколько сценариев для игры с домочадцами, для которой, впрочем, потребуются вполне реальные вещи, такие как соленый сыр. Самым цифровым оказалось, пожалуй, объяснение сути ханукального чуда. Если в классической версии речь шла о масле для ритуального подсвечника — ханукии, которого должно было хватить на один день, но в действительности оказалось достаточно на восемь, то в современной речь идет уже о низком уровне заряда гаджета, несмотря на который устройство работает тот же срок.

Впрочем, если зажигать виртуальные свечи не предлагается, то это не означает, что один праздник имеет меньший потенциал ритуальной цифровизации, чем другой. Так, помимо открыток к Хануке, в текущем году предлагаются наборы для виртуального скрапбукинга. В Майами на здании Paramount Miami Worldcenter, оснащенном одной из наиболее передовых и высотных в мире систем светодиодного освещения, зажглась самая большая электронная ханукия, основанием которой является мерцающее название праздника.

В целом определенное снижение интереса к полной оцифровке торжеств связано, с одной стороны, с накопившейся усталостью от пандемии и вызванного ею ухода в виртуальную реальность. С другой стороны, многие надеялись и продолжают верить, что в полной изоляции в этом году зимний сезон не пройдет. Впрочем, сама по себе дигитализация еврейских праздников явно продолжится и будет сконцентрирована в США. Связано это с тем, что преобладающее там еврейское население — приверженцы реформистского течения в иудаизме. Основным его отличием от других как раз и является склонность к тому, чтобы адаптировать религию и традиции под реалии сегодняшнего дня.

Цифровой адвент

28 ноября у католиков начался предрождественский период — Адвент, который завершится 24 декабря. Одним из атрибутов ожидания праздника традиционно считается одноименный календарь, который может быть наполнен различным содержимым, включая сладости, косметику, игрушки, сувениры, связанные с любимыми книгами или фильмами, алкоголь и даже ювелирные изделия от мировых брендов. Впрочем, ограничения в связи с Covid-19, которые уже были анонсированы в Европе и привели к ограничению работы или полному закрытию традиционных для этого времени года ярмарок, подтолкнули к тому, чтобы заполнить адвент-календари не предметами, а ощущениями, поскольку, по сути, именно они и создают дух Рождества.

Сразу серия подобных идей появилась в Германии. Продолжая прошлогоднюю традицию, оркестр федеральной полиции и нескольких земель в коллаборации с известными в стране музыкантами подготовили 24 музыкальных ролика, каждый из которых становится доступным по мере приближения к празднику. Схожий проект есть в текущем сезоне у Кельнского собора. В нем служители рассказывают, как сами проводят Адвент, а также знакомят посетителей сайта с уголками, которые обычно остаются закрытыми. Локальный календарь подготовил Краеведческий институт Рейнской области. Начинается он с рождественского обращения канцлера Конрада Аденауэра в сочельник 1951 г., а также включает в себя информацию о местных достопримечательностях, рецептах, традициях.

Помимо этого, для интерактива посетителям сайта института предлагается поучаствовать в викторине. Любопытно, что, несмотря на четкую региональную привязку, проект скорее кросс-культурный. Так, создатели Рейнского адвент-календаря обещают пользователям ханукальный рецепт. Учреждения поддержки детей и молодежи Bethanien Kinderdorf предложили свой вариант с 24 идеями для рождественского вертепа, который можно сделать своими руками из любых доступных материалов и игрушек.

Решение перенести в онлайн-формат сбор подарков для детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, приняли муниципальные власти в Штутгарте. Там заработала виртуальная елка желаний, на который размещены открытки с подарками, которые маленькие жители города хотели бы получить на Рождество, но не смогут без участия благотворителей. Все, кто хочет помочь, могут выбрать одну или несколько карточек, отправить список себе на электронную почту, сделать по нему покупки, а затем отослать уже запакованные подарки на указанный адрес, откуда они будут доставляться получателям.

Неожиданно помощником цифровизации праздников оказалась реставрация. Примером тому стала история с Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в австрийском Линце. В 2020 г. там начались масштабные работы, выявившие потребность в восстановлении фигурок вертепа. Параллельно компания Ars Electronica Futurelab, занимающаяся проектами в различных областях цифровизации, провела бесконтактное сканирование данных объектов, на основе которого были созданы их 3D-модели. В дальнейшем к ним добавились комментарии экспертов и аудиоряд. Так появился проект виртуального Рождества в Мариендоме, который полностью будет продемонстрирован 24 декабря.

При этом, с одной стороны, через участие в нем компания смогла адаптироваться к реалиям пандемии и реализовать свою ключевую задачу в виде содействия цифровой трансформации при учете потребностей людей. С другой стороны — помогла создать особый дух праздника, позволив посетить собор тем, кто по разным причинам в текущий предрождественский сезон не имеет такой возможности.

Автор: Елизавета Якимова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья