ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Узбекские физики оцифровали российский автосервис

Сегмент автосервисов в России — перспективная ниша. Однако эту сферу не назовешь высокотехнологичной: 53% рынка занимают клиенты, которые самостоятельно ремонтируют авто, и механики, оказывающие услуги частным образом — «в гараже». Многие из владельцев автомастерских не нацелены на увеличение, развитие и масштабирование, поэтому часто не задумываются о внедрении новых технологий в свой бизнес. Супруги Шерзод и Барно Турсуновы, основатели сети умных автосервисов «Вилгуд», — одни из немногих игроков рынка, сделавшие ставку на инновации в авторемонтном бизнесе. С какими сложностями сталкиваются владельцы автосервисов?

Узбекские физики оцифровали российский автосервис

Вот новый поворот

Супруги Турсуновы закончили физфак Ташкентского государственного университета. Они считают, что именно техническое образование дало им преимущество перед конкурентами. Там, где Барно и Шерзод математически просчитывают все риски, другие автосервисы действуют вслепую и зачастую промахиваются.

В Узбекистане семья вела вполне обеспеченную жизнь. У Шерзода был успешный бизнес по продаже мебели и автомобилей. Но Шерзоду захотелось попытать счастья в большом бизнесе. Местный рынок не позволял расширяться, поэтому супруги поступили радикально — переехали вдвоем в Москву.

Сначала Турсуновы торговали обоями на строительном рынке в Мытищах. А уже спустя два года им удалось основать «Евродизайн» — компанию по оптовой торговле отделочными материалами. Но пришествие на российский строительный рынок таких гигантов, как «Леруа Мерлен», означало крах для фирм меньшего масштаба, поэтому Шерзод принял решение уходить в совершенно новую сферу. В конце 2011 года супруги продали 35% бизнеса стройматериалов. Полученные деньги они потратили на приобретение одного старого автосервиса на юге Москвы.

К выбору новой ниши супруги подошли скрупулезно: им нужен был большой рынок, устойчивый к кризису и с небольшим количеством крупных конкурентов. Шерзод обратил внимание на сферу авторемонта.

«Основу ниши составляли самостоятельные СТО с устаревшими моделями ведения бизнеса. Из-за этого они не только не получали прибыль, а порой даже выходили в “минус”,вспоминает Шерзод.Я исследовал ситуацию на западном рынке и выяснил, что там сервисы доходны. Почему же они рентабельны там, но не окупаются в нашей стране?»

Супруги пришли к выводу, что если подойти к бизнесу с другой философией, можно выделиться на фоне множества неэффективных конкурентов своей эффективностью. В целом Турсуновы отмечают четыре основных критерия для выбора бизнеса в любой сфере:

  • Отсутствие крупных игроков-монополистов. С наличием на рынке таких конкурентов масштабировать свой бизнес будет очень тяжело.
  • Независимость от валютных курсов и состояния экономики.
  • Отсутствие привязки к корпоративным клиентам. Чем больше консолидация клиентов, тем больше они давят на бизнесмена, чтобы получить лучшие условия работы. Это снижает прибыль.
  • Возможность расширяться, расти в будущем.

Все под контролем!

Узбекские физики оцифровали российский автосервис

На покупку первого действующего автосервиса (со всем оборудованием, сотрудниками, базой клиентов и поставщиков) было потрачено 18 млн рублей. При продаже сервис позиционировали как прибыльный, но, вникая в подробности, супруги быстро поняли: бизнес не приносит никакого дохода.

«Мы были удивлены тому, насколько бизнес в этой сфере был неэффективен. База клиентов строилась лишь на указании номеров телефонов и марки автомобиля. Было очень сложно просчитать производительность и нагрузку сотрудников. Никто не контролировал качество обслуживания клиентов и не вел подсчет повторных обращений. В таких условиях о высоких доходах не было и речи», — говорит Барно. 

На то, чтобы бизнес перестал быть убыточным, супруги Турсуновы потратили восемь месяцев. Искать решение они начали в IT-технологиях. Для устранения существующих проблем им была необходима система, которая контролировала бы все процессы в автосервисе: начиная от звонка потенциального клиента и заканчивая полным завершением всех работ. Однако через какое-то время стало очевидно, что на рынке нет решения, которое бы соответствовало бизнес-запросам «Вилгуд». Тогда предприниматели наняли в команду IT-специалистов, которые с нуля разработали программу учета и контроля бизнес-процессов.

«Тогда это выглядело нерациональным. Мы вкладывались в дорогое IT-решение, имея в обороте только один автосервис. Но мы очень хотели расти, а для этого нам нужны были технологии», — утверждает Барно. 

Штрафы и премии

Узбекские физики оцифровали российский автосервис

Новое IT-решение было названо Wilgood IS. Это система, которая полностью автоматизировала все процессы в компании, исключив воровство сотрудников и повысив качество обслуживания клиентов. Все действия сотрудников были «оцифрованы» и переведены в алгоритмы, которым каждый сотрудник должен был следовать. Таким образом, в системе легко было проследить, какая нагрузка, производительность и функционал у каждого работника и за какое время он должен выполнять ту или иную задачу. Так у каждого сотрудника появилась возможность улучшить свои показатели в Wilgood IS на 15%. Если при выполнении типовой задачи показатели работника отклонялись свыше 15% в ту или иную сторону, он депремировался. Все это происходило в автоматическом режиме. Также к сайту компании была привязана видеотрансляция с мест проведения ремонта, что позволяло и руководителю, и клиенту отслеживать действия сотрудников. После внедрения IT-системы в работу автосервисов оборот взлетел до 7 млн рублей в месяц, а ФОТ снизился до 50%.

С разработкой Wilgood IS была введена предпринимательская система мотивации, при которой сотрудник за баллы выкупал у собственников каждое действие, необходимое для работы с клиентом. Если клиент оставался доволен, баллы возвращались сотруднику в десятикратном размере. Если же нет, персонал штрафовали. При такой модели мотивации работник был заинтересован в качественном обслуживании не меньше, чем собственник. Также у каждого сотрудника появилась возможность улучшить свои показатели в Wilgood IS на 15%. Как итог — персонал начал получать зарплату на 30% выше среднерыночной.

Также предприниматели позаботились о том, чтобы весь процесс ведения клиента был поделен на этапы и вшит в IT-систему. На каждой стадии выполнения заказа за результат отвечают конкретные сотрудники, передающие клиента по цепочке: к примеру, консультант выбирает наиболее компетентного для данной работы механика и передает ему ведение заказа. Если работник забывает отметить в умной программе какое-то действие, система блокирует дальнейшее оказание услуг. Это воспитывает в сотрудниках необходимую дисциплину и снижает вероятность ошибки.

Однако к IT-контроллеру привыкли не сразу и далеко не все сотрудники. С новой системой их работа становилась прозрачной, что не давало им возможности работать по «теневой схеме». На первом этапе отсеивается до 70% сотрудников, зато те, кто остаются, задерживаются надолго. Они растут в мастерстве и эффективности, попутно прибавляя в доходе.

«Наши сотрудники получают деньги исключительно за результаты работы. У каждого работника список из 15–20 KPI, которых он должен достичь», — подчеркивает Турсунова.

Только после выполнения этих шагов супруги приступили к расширению бизнеса и созданию собственной франшизы. Оборот компании достиг 1,8 млрд рублей всего за 7 лет. При этом новые СТО выходят на операционный ноль спустя 2–4 месяца, а через 18 ― полностью окупают все инвестиции. Сегодня у «Вилгуд» более 100 точек в четырех странах мира, но они не собираются на этом останавливаться. Турсуновы ставят амбициозную задачу открыть 1000 автосервисов к 2023 году.

Автор: Ксения Зайкова

Фотографии предоставлены сетью умных автосервисов «Вилгуд»

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья