ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

В 2021 году команда станет важнее продукта

Олег Гацкан

Олег Гацкан

Основатель ТМ «Орто пазл»

Сделать из сотрудников сплоченный коллектив — задача № 1 для каждого владельца бизнеса. Потому что только так можно создать по-настоящему рабочую модель, которая будет действовать даже в кризисных ситуациях или когда собственник выйдет из операционного управления.

Карантин как лакмусовая бумага
Задача руководителя — создать команду
Как сформировать сильную команду?


Карантин как лакмусовая бумага

Мир после пандемии уже не станет прежним — эта мысль витает в воздухе, а значит, надо учиться действовать в новых условиях. С начала 2020-го мы многое пережили впервые, в том числе локдаун, в течение которого большинство компаний вынуждено было работать удаленно. Как любая кризисная ситуация, он стал для владельцев бизнеса моментом истины и проверкой того, какой они создали коллектив: понимают ли люди бизнес-процессы компании и как относятся к возникшим трудностям. Коллективы, которые были мотивированы только материально, в этот период распались.

Другим индикатором, обозначившим слабые стороны, стало поведение самого владельца бизнеса. Если, оказавшись в данной ситуации, он запаниковал и не сумел сразу найти правильные решения, его страхи транслировались сотрудникам, так как лидер задает не только ритм, но и эмоциональный фон в коллективе. Поэтому в первую очередь пострадали организации, где руководитель изначально не занимался прокачкой себя.

Практика показала, что с минимальными потерями на данный момент вышли компании, в которых были сильные лидеры, сумевшие сформировать настоящую команду. Потому что только такой коллектив способен действовать самостоятельно, производя практически любой продукт, — от программного обеспечения до средств, поступающих на расчетный счет фирмы (если речь идет о сфере продаж). Но как его сформировать?

Задача руководителя — создать команду

Каждый стартап, который потом перерастает в полноценный бизнес, начинается с идеи. Для ее реализации нужны люди — команда, которая воплотит замысел в жизнь. Однако она формируется не в любом случае и не из любых сотрудников. Таким образом, основные вопросы, которые предприниматель должен решить на начальном этапе, — набрать персонал и сделать так, чтобы группа людей стала стабильной и мощной командой, выполняющей задачи, поставленные перед ней.

Многие руководители, которые жалуются на отсутствие сильной команды, не отдают себе отчет в том, что именно на них лежит задача по ее формированию: сотрудников необходимо не только заинтересовать идеей, но создать в коллективе командный дух и рабочую атмосферу.

Если этот момент недооценен или упущен, преодолеть инертность работников, которые уже привыкли к устоявшимся условиям работы в этой компании либо их качества изначально не соответствовали задачам организации, будет непросто. В таких случаях руководители нередко сталкиваются с необходимостью замены кадров, при этом рискуя остаться с перспективной идеей, но без команды, способной ее реализовать.

Как сформировать сильную команду?

В идеале — вырастить специалистов внутри коллектива, но на начальном этапе создания компании рассматривать этот вариант не приходится. Создать команду в одиночку тоже практически невозможно. Однако на старте многие начинающие предприниматели оказываются в роли человека-оркестра, управляющего всем в ручном режиме: наймом, маркетингом, продажами и т.д. Это ошибочные действия.

С одной стороны, владелец бизнеса знает все нюансы, с другой — таким образом тормозит многие процессы, в том числе увеличение штата, так как понимает, что управлять самостоятельно коллективом в 50 и более человек, параллельно решая другие задачи, не сможет. Выход в том, чтобы научиться делегировать полномочия.

Есть еще один важный аспект, который редко принимается во внимание: психологи отмечают, что занимаясь наймом персонала лично, некоторые владельцы бизнеса берут на работу сотрудников, которые кажутся им более слабыми, менее талантливыми и т.д. , чем они. Однако грамотные лидеры стремятся привлечь как раз тех, кто превосходит их по многим параметрам либо дополняет. Таким образом, умение почувствовать и раскрыть творческий потенциал в других — одно из важных качеств компетентного руководителя. В противном случае происходит отрицательный отбор. Чтобы избежать этого при формировании команды, стоит принять во внимание несколько условий:

  • потенциальные сотрудники должны быть экспертами в своей области, чтобы компетентно решать задачи, которые на них возлагаются;
  • коллективный опыт, умения и навыки участников команды должны превышать опыт и способности каждого в отдельности;
  • большая часть участников должна иметь возможность оказывать влияние при принятии решений, которые необходимо выполнить, так как это повышает интерес к общей задаче.

Работая на перспективу, также стоит повышать лояльность персонала: лояльные сотрудники готовы смириться со временными сложностями, возникающими в компании (что показал карантин), и принять необходимые организационные перемены. Для этого можно, например, настроить системы материальной и нематериальной мотивации, вкладывать средства в обучение членов коллектива. Ведь стремление достичь личной цели мотивирует сотрудников работать и зарабатывать, а повышение профессионального уровня персонала позволяет усилить команду.

Опыт подсказывает, что сотрудник, выросший в компании, работает с большей отдачей, разделяет цели и ценности, создает ее положительный имидж в глазах других людей. Трудно переоценить продукты компаний Apple, Microsoft, Tesla, но нельзя забывать о том, что за ними стоят люди, которых яркие лидеры Стив Джобс, Билл Гейтс, Илон Маск сумели вдохновить своей идеей и создать из них по-настоящему сильные команды. Потому что команда — это не определенное количество сотрудников, у каждого из которых свои ключевые показатели эффективности, а единый организм, объединенный общей целью.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья