ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Ювелирный бизнес России после введения санкций

Владимир Язов

Владимир Язов

Сооснователь российского ювелирного бренда Diamonds Are Forever

Санкции, вызванные напряженной геополитической обстановкой, коснулись всех сфер российской экономики, затронув даже одну из самых стабильных — ювелирный бизнес. Согласно данным «РИА Новости», в 2022 году рынок драгоценных металлов сократился на 10%, а его оборот за I квартал 2023 года — на 8%, по информации Forbes. Чтобы выжить и развиваться, отечественные ювелирные компании вынуждены подстраиваться под новые реалии. 

Александр Кряжев / РИА Новости

Какие проблемы возникли у ювелирного бизнеса России

Санкции коснулись абсолютно всех ювелирных отраслей — от производства до оптовой и розничной торговли — и стали причиной многих серьезных проблем, способных даже разрушить бизнес.

Доступ к зарубежному сырью оказался частично закрыт

В первую очередь пострадала логистика: она стала сложнее и дороже. Были отменены прямые рейсы из Европы и США в нашу страну (а летать с пересадками заметно дороже) и усложнился визовый режим. Эти события наложили определенные ограничения на поставку материалов, драгоценных камней и самих украшений — доступ к зарубежному сырью и технологиям оказался частично закрыт.

Цены на материалы выросли

В начале 2022 года произошел резкий скачок доллара по отношению к рублю — с 75,68, по состоянию на 1 февраля, до 104,07 рубля на 23 марта. А так как все камни и сырье оцениваются в долларах и евро, взлетела цена и на исходные материалы для изготовления ювелирных украшений, и на оборудование для их производства. После падения курса случился откат цен, но он почти никак не повлиял на общую ситуацию из-за повышенных издержек, которые понесли компании в начале года.

Спрос на ювелирные украшения упал

Причин у этого явления в на фоне событий 2022 года сразу несколько.

Во-первых, ювелирные изделия — не товар первой необходимости. В кризис такие покупки обычно откладывают или предпочитают инвестировать в важные вещи, необходимые в данный момент, например в недвижимость, автомобиль. В конце концов, на фоне волатильности национальной валюты люди стараются сохранить деньги, вложив их в более понятные и привычные объекты, например квартиры.

Во-вторых, на спрос повлиял отток покупателей с соответствующим уровнем доходов за границу. Многие из них ранее имели или смогли получить вид на жительство в европейских странах, Америке, Азии.

Третья причина касается продавцов драгоценностей класса «люкс» и «премиум», как мы. Наши клиенты в основном бизнесмены и топ-менеджеры. В условиях экономического кризиса они в первую очередь думают о сохранении и развитии бизнеса. Покупка ювелирных изделий, конечно же, не является первоочередной потребностью.

Спрос на ювелирные украшения стало тяжело удовлетворить

Падение спроса на ювелирные украшения привело к тому, что этот спрос стало сложнее удовлетворить. Цены на драгоценные камни выросли, а потребность в них снизилась, поэтому держать запасы камней стало менее выгодно. Соответственно, сократился и их выбор.

До введения санкций мы прямо на территории России могли удовлетворить запрос клиентов на интересные крупные камни: бриллианты, сапфиры, изумруды. Многим покупателям перед созданием ювелирного украшения под заказ всегда хочется посмотреть на материалы собственными глазами, подержать их в руках, оценить красоту и качество.

Сейчас наша компания вынуждена обращаться к зарубежным партнерам напрямую или размещать заказы на камни за границей, а затем еще и ожидать, пока их ввезут на территорию России официально. Это, конечно, значительно осложнило нашу работу.

Законодательные ограничения усложняют жизнь малому и среднему бизнесу

Еще одна существенная проблема — новые законодательные ограничения для ювелирного бизнеса. С 1 января 2023 года, согласно Федеральному закону от 09.03.2022 № 47-ФЗ, производителям и продавцам ювелирных изделий стало запрещено применять упрощенную систему налогообложения (УСН) и патент. Они обязаны перейти на общую систему налогообложения (ОСНО) и, соответственно, начать платить НДС.

Этот закон не повлиял на крупный бизнес. Его представители и так платили НДС. Но при этом осложнил жизнь среднему и малому бизнесу, для которых налоговая нагрузка увеличилась. Еще одно последствие этой законодательной инициативы — усложнение учета. Работать на ОСНО гораздо тяжелее, чем на УСН. Для этого требуется более квалифицированный учет, то есть найм соответствующих специалистов, а также покупка дополнительного программного обеспечения, что влечет за собой увеличение расходов.

Также не облегчает жизнь ювелирами и нововведенная система ГИИС ДМДК, которая ужесточает контроль в части оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Для качественного исполнения этих законодательных инициатив может возникать необходимость расширять штат компании, оплачивать доступ к определенным технологическим решениям, наносить на драгоценные материалы специальную маркировку, что усложняет изготовление украшений.

Получается, что нововведения и ограничения усложняют работу в малом и среднем сегменте ювелирного рынка. Многие компании испытывают трудности или вообще уходят с рынка. Если взглянуть на динамику малых и средних предприятий в ювелирной отрасли на территории России, то их количество из года в год сокращается. Это плохая тенденция, потому что она ведет к выжиганию конкурентного поля и формированию двух, трех, четырех крупных игроков в ювелирной отрасли. Монополисты получают возможность создавать альянсы и регулировать рынок целиком в плане ценообразования, уничтожая тем самым конкурентов.

Крупные поставщики могут позволить себе работать с минимальной наценкой, используя механизмы выкупа металла у населения за «копейки». Из него они изготавливают украшения массового сегмента и продают по минимальным ценам за грамм. С такими расценками малый и средний бизнес просто не может конкурировать без убытков.

Ушли эффективные рекламные площадки

Из-за санкций бизнес потерял крупный сегмент маркетинга. Из России ушли Google, Facebook и Instagram (последние два принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена) и фактически запретили рекламу. Наша компания перераспределила бюджеты, направив освободившиеся средства на рекламные возможности «Яндекса». Но полноценно заменить потерянные источники привлечения клиентов не удалось. В России пока еще не существует собственных альтернатив, приближенных по своей эффективности к вышеперечисленным иностранным гигантам.

Тем не менее у санкций есть и обратная сторона, которая открыла для отечественного ювелирного бизнеса ранее недоступные возможности.

Какие возможности появились у ювелирного бизнеса из-за санкций 

Во-первых, из-за ухода иностранных компаний уменьшилась конкуренция отечественных производителей и мировых брендов. Например, сейчас мы намного реже слышим от клиентов названия иностранных ювелирных домов вроде Cartier, когда они выбирают себе украшения. У действительно качественных российских брендов (а такие есть!) появилось больше шансов стать заметными и занять освободившийся сегмент рынка.

Конечно, чтобы сформировать у аудитории понимание, что отечественные украшения способны заменить иностранные, требуется время. Кроме того, часть клиентов ушла вместе с мировыми брендами. Тем не менее перед отечественным ювелирным бизнесом открылось огромное поле для деятельности, и если не стоять на месте, то есть хорошие шансы на успех.

В-третьих, появляются возможности коммуникации с компаниями, которые ранее были нацелены исключительно на большие прибыли и крупных партнеров. Во время кризиса многие представители бизнеса (например, IT-разработчики, платежные системы, логисты и пр.) снижают планку требований и становятся открытыми к разным, а не только высокобюджетным предложениям.

Как ювелирным компаниям выжить в условиях кризиса

Так как в условиях санкций малому и среднему бизнесу становится все тяжелее, значит, необходимо двигаться в сторону его развития, укрупнения. Но как этого добиться? Вот несколько подходящих способов.

Объединение нескольких компаний в сеть

Например, есть несколько магазинов, которые действуют на территории одного города. Поодиночке им будет сложно выживать, поэтому необходимо подумать об объединении. Оно может привести к снижению затрат на персонал, удешевлению логистики и, скорее всего, к росту, потому что объем продаж сети точно будет больше, чем у одного магазина.

Вектор в сторону IT-технологий и онлайн-торговли

Электронная коммерция — относительно дешевый и быстрый способ расширить бизнес.

Предположим, ювелирный магазин в небольшом городе торгует серебром. Если его владелец сделает сайт и начнет развивать интернет-торговлю, то с большой вероятностью география клиентов расширится. Со временем могут понадобиться точки продаж в других городах, сначала, возможно, небольшие пункты выдачи, а потом — полноценные магазины. Так IT может помочь трансформироваться из малого в средний бизнес.

Кстати, этот способ расширения бизнеса мы проверили на собственном опыте. В 2022 году запустили мобильное приложение, которое уже принесло пользу. Во-первых, способствовало росту продаж. Во-вторых, повысило уровень доверия к магазину. В-третьих, усилило нашу связь с клиентами: мы стали теснее взаимодействовать с ними, появилась возможность поддерживать постоянную связь разными средствами, например с помощью push-уведомлений, рассылки персональных предложений и пр.

Что будет с ювелирным бизнесом России дальше

На мой взгляд, тенденции, которые происходят на ювелирном рынке в последние годы, могут привести к значительному сокращению малого и среднего бизнеса в отрасли. Особенно сложно может быть ювелирным компаниям, у которых не получается расти (мое мнение: если ювелирное дело не растет хотя бы на 40% в год, то у него большие шансы в течение нескольких лет закрыться). С большой долей вероятности закроются малые ювелирные магазины, которые не начнут осваивать онлайн-продажи.

В условиях санкций в ювелирной, как и во многих других отраслях российского бизнеса, будут происходить изменения, призванные поддержать экономику страны. Но далеко не все из них могут оказаться благоприятными, особенно для небольших игроков рынка. Средний и крупный бизнес, вероятно, пострадает меньше и даже в какой-то степени может получить преимущество. Тем не менее конкретные прогнозы сейчас делать сложно, слишком много факторов неопределенности.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья