ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Как заработать 50 миллионов на онлайн-обучении

В 1998 году студент «Бауманки» Сергей Фомин пришел устраиваться преподавателем в «Специалист» — чуть ли не единственный центр дополнительного образования в России. Это было учреждение, куда приезжали бюджетники из разных городов, чтобы получить «общую компьютерную подготовку» или научиться работать в графических редакторах. Сергея не взяли преподавать даже азы, поскольку учителя-третьекурсники в то время были нонсенсом. Однако буквально через полгода ему перезвонили и предложили вести курс по CorelDRAW из-за нехватки «взрослых экспертов». 

Как заработать 50 миллионов на онлайн-обучении
Дмитрий Брой и Сергей Фомин. Фото предоставлено Виртуальной школой Profile

За студенческой скамьей

Сергей вспоминает, как быстро «набил руку» в преподавании, жадно перенимая опыт людей с серьезным стажем, и с головой погрузился в методологию создания новых курсов.

«Частного образовательного рынка тогда не существовало, и заниматься хотелось сразу всем: формированием спроса, продуктов, методов. Две мои первые программы, разработанные для “Специалиста”, стали готовыми курсами по верстке в QuarkXPress и допечатной подготовке. До приезда Дмитрия у меня было с десяток идей, которые невозможно было реализовать в “Специалисте”», — вспоминает Сергей Фомин.

Будущий сооснователь бизнеса Дмитрий Брой приехал на курс в 2007 году. Он очень выделялся на фоне других студентов: усаживался за первую парту, инициировал массу дискуссий, задавал вопросы и спорил. Сергей и сам не раз вступал в диспуты — ему нравилось побеседовать с человеком «в теме». Дмитрий более пяти лет работал дизайнером в крупной типографии Алтайского края «Алтапресс» и с детства увлекался программированием. Во время обучения у него уже было несколько удачных бизнесов в интернете.

«Я работал в типографии исключительно “по зову сердца”. Интернет-проекты приносили мне в три раза больше денег, чем основная работа. Постоянно “придумывал” себе бизнес и имел достаточно знаний и опыта, чтобы создать что-то с нуля. Но какой-то идеи, которая бы собрала типографский опыт и опыт интернет-разработок воедино, у меня тогда не было», — рассуждает Дмитрий Брой.

Типография — площадка для стартапа

Как заработать 50 миллионов на онлайн-обучении
Фото предоставлено Виртуальной школой Profile

В 2007 году Сергей Фомин покинул образовательный центр «Специалист» и устроился работать руководителем отдела типографии в компанию «Промэйд». Несмотря на желание обучать, возвращаться обратно будущему предпринимателю не хотелось. Параллельно работе в типографии Сергей обдумывал создание собственной образовательной платформы. Переписываясь с Дмитрием, он постепенно понимал, что нашел партнера для будущего бизнеса.

«В образовательном центре меня раздражало отсутствие хоть какого-то развития. Я хотел собственный бизнес, чтобы реализовывать новые идеи. Но все они крутились вокруг узкой аудитории. Я продолжал думать как преподаватель, а не как бизнесмен. Я чувствовал это и советовался с Димой — писал ему, предлагал ему какое-то сотрудничество. И именно Дима в конечном итоге убедил меня сконцентрировать усилия на онлайне. Я предложил ему переехать в Москву и дал работу в “Промэйде”, чтобы мы параллельно могли заниматься будущим проектом», — вспоминает Сергей Фомин.

В то время Дмитрий уже покинул «Алтапресс», работал в небольшой типографии и параллельно занимался собственными сайтами. Не видя перспектив развития в Алтайском крае, будущий предприниматель согласился переехать в Москву.

«В типографии я работал с цветом, отвечал за допечатную подготовку. Еще у меня был интернет-магазин по доставке цветов, агрегатор новостей, сайт об антивирусах и множество других проектов. Но мне нужно было расти, а в родном городе перспектив для себя я не видел. Поэтому я легко согласился на предложение, избавился от всех собственных проектов и перебрался в Москву», — рассказывает Дмитрий Брой.

Онлайн-школа против видеоуроков

Днем предприниматели работали в типографии, а вечером планировали Profile School. В то время в Сети уже проводили вебинары и записывали обучающие видеоролики. Однако стримингового рынка еще не существовало, а YouTube только начинал наполняться контентом. Предприниматели никогда не воспринимали платформу в качестве конкурента. Создание сомнительных обучающих видеороликов не входило в планы Сергея и Дмитрия. Поэтому первое, о чем договорились будущие основатели онлайн-школы, — делать принципиально новый продукт: полноценный учебный класс в онлайн-среде.

«Онлайн-обучение не должно быть представлено только видеоуроками без живой обратной связи преподавателя. Стриминговые сервисы также не адаптированы для онлайн-обучения. В YouTube, например, есть задержка в 15–30 секунд в прямом эфире, нарушающая всю динамику обучения. Преподаватель не может что-то спросить у аудитории и мгновенно получить ответ от всех студентов. Чтобы задать вопрос, люди за монитором используют чат, наполняющийся флудом. Сообщение может быть просто не увидено. Здесь нет удобного функционала для преподавателей, таймера занятий, системы статусов, блока вопросов и других важных инструментов», — отмечает Сергей Фомин.

Для проведения первых трансляций Сергей и Дмитрий выбрали платформу Adobe Connect. Систему выделяла сравнительно стабильная работа трансляции и инструментарий по наполнению классов. Несмотря на ценник в $7500 в год, платформа ограничивала количество участников до 100.

Настроив Adobe Connect, Сергей и Дмитрий занялись поиском учителей в интернете. Тогда Андрей Журавлев был одним из самых популярных авторов по цветокоррекции и Photoshop в ЖЖ. Сергей рассказал ему идею проекта и предложил провести пробное занятие для тестовой группы. Несмотря на постоянные выездные лекции, Андрей быстро согласился.

«Я рассказал Андрею подробно о проекте и задачах. Он загорелся идеей и сам разработал программу курса по Photoshop. Первую трансляцию мы провели осенью 2012 года. У Журавлева была сложная задача — удержать онлайн-аудиторию. В офлайне это сделать проще. Педагог ощущает людей невербально, видит в глазах интерес или скуку и перестраивается. В онлайне люди склонны куда-то слиться, отвлечься. Благодаря трансляции мы поняли, что очень важно, чтобы студенты видели преподавателя. Один рабочий стол — не работает», — отмечает Сергей Фомин.

В ноябре 2012 года Profile School провел первое платное занятие по курсу Photoshop. За первый год работы платформа принесла создателям семь миллионов рублей. Эти деньги позволили Сергею и Дмитрию покинуть типографию и вплотную заняться проектом.

Adobe Connect все еще сковывал руки. Чтобы избавиться от ограничений, в феврале 2012 года Дмитрий позвал в проект Константина Замякина. Бывший программист Mail.ru был знаком с основателями по закрытому блогу разработчиков. Увлеченный идеей стартапа, Константин начал разрабатывать техническую начинку для будущего Profile School.

Расширения и обновления

Как заработать 50 миллионов на онлайн-обучении
Фото предоставлено Виртуальной школой Profile

В 2015 году проект полностью перебрался на собственную платформу Profile Connect. Разработчики добавили инструментарий по наполнению классов и удобный интерфейс для преподавателей и учеников, снизили задержку видеопотока и многое другое. Самое главное — переход с Adobe Connect дал возможность проводить занятия с неограниченным количеством мест.

«Мы начинали с 25 человек, а сегодня проводим занятия для сотен и тысяч. Наш самый крупный вебинар — две тысячи человек. Потенциально эта цифра бесконечна. Мы единственные, кто написал свою вебинарную платформу. В других платформах — частота обновления кадров варьируется от 10 до 15. Фактически учащиеся видят слайд-шоу, а это недопустимо для обучения. Тем более, если дело касается работы с цветом, видеомонтажом, анимацией, графикой или обработкой звука», — отмечает Дмитрий Брой.

Сергей и Дмитрий никогда не ставили себе целей ориентироваться на b2b. Однако постепенно компании сами выходили на Profile School.

«Кто-то из сотрудников компании учился у нас и рекомендовал руководству», — уточняет Сергей.

Сегодня среди клиентов онлайн-школы — ТАСС, Plarium, Panasonic, МТС, издательство «Бурда», «Эксмо», «АЛРОСА» и другие крупные бренды. При этом Profile School предлагает сравнительно низкие цены на обучение. Средний курс обойдется студенту в 9500 рублей.

«Моей главной идеей было сделать топовое обучение доступным. Сейчас у нас самый высокий процент Completion Rate (завершения курса) — 90%. Более 60% получают от нас сертификаты и 82% рекомендуют нас знакомым и друзьям», — гордится Дмитрий Брой.

Сегодня Profile School уже обучил 47 тысяч учеников. Ежедневно для студентов преподают создатели спецэффектов «Фантастических тварей», «Гоголя», клипмейкеры BMW, фотографы Cosmo и другие востребованные специалисты. В планах Сергея и Дмитрия — выход на международную арену с запуском учебной платформы для англоязычной аудитории.

«Трудоголики по натуре, мы не всегда способны остановиться, чтобы оглянуться на свои успехи. В нашей корпоративной культуре не принято поднимать бокалы и отмечать вехи. Сейчас в компании работают 10 человек, 3 программиста на аутсорсе и 28 преподавателей. Мы пытаемся собрать их вместе на Новый год, но это еще никогда не удавалось. Все привыкли работать. У нас большие планы на следующий год, и мы не хотим останавливаться», — говорит Дмитрий Брой.

Автор: Сабур Ибрагимов

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья