ENG

Перейти в Дзен
В мире, Инвестклимат

Будет ли раздут тихоокеанский «туристический пузырь»?

Тихоокеанские островные государства изо всех сил стараются возобновить туризм и укрепить свою пострадавшую от карантина экономику, поскольку осторожный оптимизм по поводу контроля над COVID-19 распространяется по всему региону. Соглашения о возобновлении поездок разрабатываются всеми странами мира, но это особенно важно для островов Океании, где туризм составляет от 20% до 90% ВВП. 

Французская Полинезия, где находятся всемирно известные туристические острова Бора-Бора и Таити, готова стать первой в мире, кто полностью отменит пограничные ограничения. Французское правительство планировало открыть регион для путешественников из всех стран с 15 июля при условии, что они пройдут тест COVID-19 за три дня до прибытия и готовы пройти еще один тест через четыре дня после прибытия. Пограничный контроль является одной из областей, в которых Франция по-прежнему определяет политику в отношении автономии Французской Полинезии. Поэтому решение местных властей разрешить свободный въезд вызвало большой переполох во французских властных кругах и заняло недели напряженных переговоров между Парижем и Папеэте; как мы видим, французская власть уступила Французской Полинезии.

19 мая Французская Полинезия была объявлена свободной от коронавируса. Сам регион, как ни странно, первоначально занимал изоляционистскую позицию, но недавняя схема французского правительства, предложившего щедрые налоговые льготы инвесторам в туризм, несомненно, развернула позицию региональных властей на 180 градусов.

Также, конечно, сыграла свою роль угроза экономического краха в регионе, в котором туризм составляет 20% ВВП, а в двух других важных отраслях из-за пандемии сложилась угрожающая ситуация: доходы от рыболовства упали на 50%, то же самое произошло и с сельским хозяйством. Потенциальная проблема заключается в поиске партнеров для обслуживания маршрута, поскольку коммерческие рейсы медленно восстанавливаются. По-видимому, заинтересована в этой идее Япония, но рейсы из аэропорта Нарита, расположенного недалеко от Токио, в Папеэте, как ожидается, не отправятся до сентября: по просьбе местного туроператора Министерство туризма Французской Полинезии заявило, что требуется больше времени для проведения новых маркетинговых исследований.

Франция предлагает шесть еженедельных рейсов. Тем временем Air Tahiti Nui сохранила свой слот в Международном аэропорту Лос-Анджелеса с прямыми рейсами, которые начнутся 20 июля. Но Французская Полинезия надеется получить преимущество первопроходца в восстановлении туризма, удовлетворяя также сдерживаемый спрос со стороны азиатских рынков.

В других частях обширного Тихоокеанского региона страны возлагают свои экономические надежды на включение в более медленные многосторонние решения и проявляют все большее нетерпение. По поводу планируемого транстасмановского «туристического пузыря» между Австралией и Новой Зеландией министр экономики Фиджи Айяз Сайед-Хайюм высказался так:

«Неоправданно для Фиджи, чтобы нам уделялось меньше внимания в любых региональных поездках. Полное восстановление нашего искалеченного сектора услуг, особенно нашей жизненно важной туристической отрасли, невозможно до тех пор, пока сохраняются существующие ограничения на поездки».

Дейв Шарма, известный депутат от правящей партии Австралии в австралийском парламенте, видит стратегическую возможность в углублении экономических связей в регионе, где Канберра уже много лет ведет дорогостоящую борьбу за мягкую силу с Китаем.

«Стратегическая конкуренция не замедлилась, — сказал он. — И в наших собственных национальных интересах быть наиболее предпочтительными партнерами для стран, когда они больше всего нуждаются. Нам нужно сохранить преимущество, которое мы имеем [перед Китаем]; было бы тревожно, если бы мы отстали». 

Тем не менее, хотя Шарма считает, что пузырь должен включать тихоокеанские островные государства, он полагает, этого не произойдет до последнего квартала 2020 года, особенно учитывая, что австралийские штаты находятся на разных стадиях сдерживания пандемии. Австралийские дипломатические источники говорят, что коридор с Новой Зеландией будет использоваться в качестве модели до того, как к нему добавятся другие страны. Точно так же Новая Зеландия, которая сняла свои внутренние ограничения по поводу COVID-19 после устранения местных источников инфекции, не спешит расширять «пузырь».

Новая Зеландия не только обеспокоена риском занесения COVID-19, но и сама разносит его. Однако такие страны, как Фиджи, где 800 рабочих были недавно уволены из национального авиаперевозчика, настаивают на том, что задержки наносят непоправимый ущерб их экономике и могут подтолкнуть их в новых направлениях дипломатическим путем. В то же время 10 из 12 стран и территорий, в которых никогда не регистрировался случай заболевания COVID-19, находятся в Тихом океане.

Некоторые эксперты говорят, что упор на создание воздушного альянса с Австралией не имеет смысла.

«[Новая Зеландия должна] открыть Тихоокеанский пузырь раньше Австралии», — сказал доктор Колин Тукуитонга, недавно бывший главой Тихоокеанского сообщества, международной организации развития с 26 государствами-членами, а ныне заместитель декана Оклендского университета.

Самоа, Тонга, острова Кука и Ниуэ не имели никаких сообщений о COVID-19. Тем временем Австралия продолжает сообщать о новых случаях заболевания.

«Самоа и Соломоновы острова, которые также остались свободными от вируса, серьезно лоббируют включение коридора».

Глава Министерства финансов Самоа заявил журналистам в пятницу, что «чистый» статус страны даст ей конкурентное преимущество. Министр финансов Соломоновых островов Гарри Кума сказал, что он очень хочет, чтобы страна снова начала принимать туристов. Острова рассчитывают на то, что туризм, который зарегистрировал рост более чем на 70% с 2014 по 2018 год, обгонит лесозаготовки в качестве основной отрасли экономики страны.

«Соломоновы острова все еще свободны от COVID-19 и хотели бы сохранить эту позицию. Но мы не можем продолжать запирать себя [ради этого], — сказал Кума. — Мы можем и должны ослабить ограничения».

Южнотихоокеанские направления больше всего теряют от постоянных запретов на поездки и имеют очень большой стимул настаивать на открытии границ. Но их системы здравоохранения также уязвимы для перенаселения. Это делает подход Французской Полинезии особенно большой азартной игрой. Гэри Маклин, профессор молекулярной биологии лондонского Метрополитен-университета, говорит, что Французская Полинезия идет на риск, но считает, что им можно управлять. Отрицательный ПЦР-тест, отметил он:

«…Обычно является довольно хорошим маркером того, что вероятность передачи вируса невелика. Но, не требуя карантина, они делают ставку на то, что любой отрицательный результат первого теста не передаст [болезнь] населению в течение четырех дней до их второго теста».

Другие недостатки включают в себя возможность заражения вирусом путешественников во время длительного перелета. Ограничения на поездки сильно ударили по Океании не только из-за того, что перекрылся кислород туристической отрасли, но и потому что острова зависят от импорта большей части продовольствия, топлива и других жизненно важных товаров. Транспортным компаниям, чтобы уменьшить минус, в который они ушли, пришлось увольнять сотрудников. Fiji Airways уволила 775 сотрудников — более половины своей рабочей силы. В Вануату 70% работников сферы туризма потеряли работу. Недавнее исследование компаний Островов Кука (территория Новой Зеландии) прогнозирует 90%-ное падение доходов из-за экономических последствий ограничений на поездки в период пандемии. Некоторые тихоокеанские лидеры выразили надежду, что включение в туристический пузырь с Австралией и Новой Зеландией, который может открыться к сентябрю, поможет облегчить некоторые из проблем.

«Суровая правда заключается в том, что если это затянется надолго, мы так или иначе придем к вам за помощью, — сказал Флетчер Мелвин, председатель целевой группы частного сектора Островов Кука, обращаясь к правительству Новой Зеландии. — Наша община хочет помощи, а не подачки — мы бы предпочли иметь новозеландские туристические доллары, чем ее деньги в виде помощи из метрополии». 

Но Новая Зеландия и Австралия неохотно рассматривают возможность включения тихоокеанских соседей. Австралия указала, что тихоокеанские рабочие, возможно, смогут поехать в Австралию на работу, но в настоящее время вопрос о поездках в обе стороны еще не рассматривается.

Пока де-факто путешествия через Тихий океан возобновлены, но до сих пор в основном ограничиваются репатриацией граждан или поездками между общинами с существующими тесными связями. Что касается Французской Полинезии, первые рейсы будут только для путешественников из Европы, Соединенных Штатов и Новой Каледонии (еще одной заморской территории Франции в Тихом океане).

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья