ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Технологии

Тормоз для Tesla: что мешает электрокарам захватить рынок

Количество электромобилей растет по всему миру, а одним из самых бурно развивающихся в этом плане рынков остается Китай. Так, в 2017 году именно жители Поднебесной купили более половины из всех электрокаров, проданных во всем мире (около 1,1 млн машин). Для сравнения: европейские продажи немногим превысили 400 тысяч машин, а продажи в США не дотянули и до этого уровня. В числе очевидных преимуществ электромобилей остается экологичность — в том же Китае проблема снижения уровня загрязнения воздуха стоит крайне остро. Однако до победы на дорогах новому виду транспорта, похоже, еще далеко: по крайней мере, сегодня во всем мире лишь каждый 250-й автомобиль обладает электродвигателем. Аналитики исследовательской компания CB Insights видят три ключевых барьера, которые предстоит преодолеть новой индустрии, для того чтобы электромобили стали по-настоящему массовыми. Рассказываем о каждом из них подробнее.

Цена и еще раз цена

Одним из главных барьеров при покупке электрокара по сравнению с традиционным автомобилем сегодня остается цена, считают в CB Insights, а также стоимость обслуживания. Даже в 2017 году две из трех самых продаваемых моделей электромобилей стоили более $80 000, что намного превышало бюджет потенциальных владельцев. Согласно же исследованию от компании UBS, в котором приняли участие около 10 000 человек на 6 крупнейших рынках мира, купить электромобили готовы семьи с доходом от $300 000 в год (даже в США эта группа составляет лишь 3% населения). Более того, 60% покупателей не готовы платить за электромобиль большую цену, отмечалось в опросе компании McKinsey в 2018 году. А 30% респондентов и вовсе заявили, что электромобили должны быть дешевле обычных машин.

Между тем цены на электрокары становятся все конкурентоспособнее, главным образом за счет усовершенствования аккумуляторных батарей. С 2010 года цены на аккумуляторы снизились более чем на 80%: с $1000 за киловатт-час емкости до $209. Если в 2015 году аккумулятор составлял более 57% от общей стоимости среднего седана в США, то в 2019 году эта цифра составит около 33%. Как отмечают в CB Insights, уже к 2025 году стоимость аккумуляторной батареи составит всего 20% от цены электромобиля.

Если же оценить такой показатель, как общая стоимость владения электромобилем, то и он сегодня становится все меньше. Так, по данным Мичиганского университета от 2018 года, электромобили обходились владельцам вдвое дешевле машин с традиционными двигателями. Это может стать очень существенным фактором для покупки электрокара, считают в CB Insights. По крайне мере, в опросе компании Consumer Reports 66% потенциальных покупателей заявили, что долгосрочная экономия затрат повлияет на их решение о покупке.

Далеко не уедешь 

Ценник — не единственное соображение, по которому покупатели отказываются от владения электромобилем. Пока на рынке есть серьезные сомнения относительно того, насколько в принципе практично владеть таким транспортом и готовы ли электромобили соответствовать повседневным потребностям водителя.

Опасения касаются прежде всего времени работы аккумулятора и скорости зарядки. Типичный седан, работающий на топливе, может проехать 400-600 миль до дозаправки, которая к тому же занимает около 10 минут. Средний пробег для электромобилей в США в 2018 году без подзарядки составляет всего 125 миль, при этом для зарядки потребуется от 30 минут до 20 часов, в зависимости от типа зарядного устройства и батареи.

Впрочем, эти ограничения постепенно снимаются — так, средний пробег электромобилей без подзарядки с 2011 по 2017 год вырос на 56%, а по состоянию на 2019 год на рынке уже представлено 8 моделей электромобилей, которые могут проехать и более 200 миль. Более того, согласно прогнозам компании CleanTechnica, пробег электромобилей в США уже к 2028 году составит в среднем 400 миль. Ожидается, что будет сокращаться и время зарядки батарей электрокаров — уже к 2025 году для достижения 80% заряда будет требоваться лишь около получаса.

Не хватает инфраструктуры

Самой главной проблемой, препятствующей более активному развитию электротранспорта, остается катастрофическая нехватка инфраструктуры. Так, более половины опрошенных Американской ассоциацией автолюбителей (ААА) жителей США сказали, что не готовы приобретать электромобиль именно из-за нехватки инфраструктуры для подзарядки.

Именно этот барьер выглядит наиболее трудно преодолимым, ведь бизнес просто не готов инвестировать в развитие зарядных станций, пока на дорогах не появится достаточное число электрокаров. Это попросту слишком дорого — так, по оценкам Goldman Sachs, для развития необходимой инфраструктуры требуется порядка $6 трлн. В результате пока в мире насчитывается около 632 000 общественных зарядных станций, которые обслуживают около 5 млн электромобилей, и около половины из них расположены в Китае. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 году для обслуживания пассажирских транспортных средств по всему миру потребуется до 30 млн публичных зарядных устройств.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья