Система стимулирования бизнеса развивается в России уже много лет. Каждый субъект Федерации создает свою, уникальную систему льгот и мер поддержки для разных видов предпринимательства. Тем не менее сами бизнесмены от существующей системы не в восторге. Торгово-промышленная палата РФ недавно провела опрос, пытаясь выяснить, какие льготы установлены в разных регионах России и что мешает ими пользоваться.
Со своей стороны «Инвест-Форсайт» задал ряду региональных экспертов вопросы: какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами, как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса и стоит ли менять для этого законодательство. Ниже мы приводим ответы экспертов.
Сергей Васин, генеральный директор АО «Корпорация развития Ульяновской области» (Ульяновская область)
— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?
— В целом инвесторы очень позитивно относятся к действующим на территории Ульяновской области налоговым льготам как федерального, так и регионального уровня, и активно пользуются правом на господдержку. Практически все крупные инвестиционные проекты реализуются в регионе в режиме особого благоприятствования.
Ульяновская область на сегодняшний день предлагает инвесторам развитую систему налоговых льгот и преференций при реализации проектов, которая учитывает потребности различных по масштабу и профилю компаний и в то же время носит универсальный характер благодаря наличию на уровне региона стандартных пакетов мер государственной поддержки. С учетом соответствия ряду установленных критериев инвестпроекту может быть присвоен региональный статус особо значимого или приоритетного. Эти инструменты предусматривают существенное снижение ставок налога на прибыль организаций, а также налогов на землю, имущество и транспорт, которые относятся к региональному и местному ведению. Действующая редакция Налогового кодекса позволяет региональным властям применять широкий спектр налоговых льгот на данном направлении.
Применяются достаточно строгие критерии отбора инвесторов для применения особых налоговых режимов, которые гарантируют экономическую эффективность реализуемых инвестиционных проектов и сбалансированность регионального бюджета по результатам их реализации и выхода на плановый уровень рентабельности и проектную мощность производства. Особые налоговые режимы действуют и будут продолжать действовать еще долгие годы для резидентов особых экономических зон, территорий опережающего развития, имеющих официальный статус индустриальных парков.
Региональная система государственной поддержки инвесторов стимулирует компании не только реализовывать заявленные проекты в полном объеме и в указанные в бизнес-плане сроки, но и расширять существующее производство, налаживать кооперацию с местными производителями, приводить в регион своих партнеров и поставщиков, осуществлять замещение импортируемых комплектующих. Главный инструмент на данном направлении — специальный инвестиционный контракт как в федеральном, так и в региональном его виде.
Большой потенциал для роста инвестиционной привлекательности Ульяновской области заключает в себе механизм регионального инвестиционного контракта, действие которого с 2016 года распространяется на всю территорию Российской Федерации.
Едва ли не единственным объективным препятствием для компаний при получении налоговых льгот в Ульяновской области является несоответствие отдельных параметров инвестиционного проекта установленным требованиям, которое выявляется по итогам изучения предложенного инвестором проекта комиссией Правительства Ульяновской области. Но это объективное требование, поскольку именно оно гарантирует просчитанный социальный (зарплата персонала) и экономический (ускоренный выход на рентабельный уровень) эффект от полученных инвестором налоговых льгот. Инвесторы опасаются изменений в налоговой системе, которые в последнее время происходят регулярно. Например, в 2018 году на федеральном уровне была отменена льгота по налогу на движимое имущество, после чего этот налог решили отменить с 2019 года. Также с 2019 года возрастает ставка НДС, меняются правила отчисления взносов в социальные фонды. Всё это создает ненужную нестабильность и мешает бизнесу осуществлять долгосрочное планирование. Отсутствие понятной информации о планах властей в отношении изменений налоговой системы создает нервозность и отпугивает многие иностранные компании от российской юрисдикции.
— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?
— На наш взгляд, не следует торопиться с внесением радикальных изменений в нынешний порядок администрирования льгот для бизнеса. Действующая в настоящее время на федеральном и региональном уровнях система мер поддержки достаточно эффективна и учитывает различные интересы компаний, их индивидуальные потребности и особенности, в том числе длительные сроки кредитования и реализации проектов.
Унификация действующих на территории всей страны налоговых льгот, наверное, необходима. Однако нельзя при этом чрезмерно ограничивать возможности регионов предоставлять меры государственной поддержки инвесторам, прежде всего по налогам на прибыль и на имущество. Власти субъектов должны иметь возможность обеспечивать необходимое инвесторам пространство для маневра на начальной стадии реализации проекта, когда расходы наиболее велики, а окупаемость проекта на нуле. Считаем, что механизм регионального инвестиционного проекта, который предусмотрен Налоговым кодексом и в настоящее время имплементируется в законодательство Ульяновской области (обнуление федеральной части налога на 5 лет и введение региональной ставки налога в размере 10%), решает данную задачу достаточно эффективно.
Поскольку федеральное Министерство финансов заявляет о необходимости упорядочить региональные налоговые льготы и фактически свести их к перечню мер, закрепленных в Налоговом кодексе, необходимо расширять практику применения таких эффективных мер господдержки, как СПИК и другие механизмы стимулирования импортозамещения. Необходимо помнить, что стабильность государственного регулирования для бизнеса является наилучшей мерой государственной поддержки из всех возможных, поскольку позволяет планировать экономические показатели проектов на длительный срок.
Роман Алехин, основатель маркетинговой группы «Алехин и Партнеры» (Курская область)
— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?
— Главное препятствие — боязнь сближаться с властью и лишний раз показывать свой бизнес изнутри. Любые льготы, начиная от сниженной налоговой ставки и заканчивая субсидиями, связаны с раскрытием информации для властей. Этим пользуются и правоохранительные органы, которые практически сразу после получения субсидий проверяют их расходование. И если сами субсидии большинство предпринимателей, понимая это, используют по назначению, то не факт, что в остальных аспектах бизнеса всё происходит абсолютно легально. Где-то серая зарплата, где-то небольшая схемка минимизации налогов, где-то серый товар из-за границы. А правоохранительные органы часто используют проверку целевого получения льгот как повод проверить весь бизнес. Кроме того, раскрытие информации властям может поспособствовать и появлению нового конкурента, который окажется другом или родственником представителя власти. Я общался со многими предпринимателями, и даже те, кто заявлял, что не пользуется льготами в связи с тем, что нужно подготовить много бумаг, дальше в разговоре всё же всё сводили именно к недоверию властям в том или ином аспекте.
— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?
— Улучшить можно, только создавая общие правила, отменив льготы, применение которых регулируют чиновники. Например регистрируешь производственный бизнес — платишь нулевой налог три года, а также имеешь сниженный налог для сотрудников на доходы и соцвзносы. Важно, чтобы воспользоваться льготами можно было в уведомительном порядке, а не через разрешение чиновника. Однозначно, для этого необходимо менять законодательство. Вообще, всё российское корпоративное законодательство давно устарело: оно построено на принципе презумпции виновности предпринимателя или бизнесмена, а должно быть — наоборот.
Олег Кочетков, генеральный директор компании «СтанкоМашСтрой» (Пензенская область)
— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?
— Зачем вообще нужны льготы?! Не проще ли просто понизить налоги для бизнеса и дать ему возможность самостоятельно развиваться? Сегодня бизнес становится похож на инвалида, которому постоянна необходима помощь. Это нездоровая ситуация, которая может привести к тому, что мы не увидим нормального экономически развитого бизнеса, который сможет самостоятельно работать, получать прибыль, трудоустраивать людей и быть конкурентоспособным. Но если государство приняло решение о предоставлении льгот и субсидий бизнесу, в основном малому и среднему, в первую очередь у самого бизнеса должно быть желание и возможность, а главное, специалист, который будет заниматься этими вопросами: искать информацию о действующих программах, собирать пакет документов, подавать их в соответствующие ведомства, контролировать процесс рассмотрения. Если мы говорим про малый бизнес, это ляжет на плечи собственника, если про средний бизнес, то в штате обязательно должен быть специалист по данным вопросам.
Сегодня довольно сложно получить полную информацию о том, какие существуют льготы для каких категорий бизнеса. Далеко не все знают, как их получить и к кому обращаться. Государственные структуры — возможно налоговая инспекция, чья основная функция заключается в контроле за собираемостью налогов, — должны предоставлять полную информацию о том, какие существуют льготные программы и на какие субсидии может рассчитывать тот или иной бизнес, и все это сделать в одном окне. Принес налоговый отчет — получил информацию.
— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?
— Для бизнеса должны быть созданы хорошие выгодные условия работы. Что-то менять в законодательстве нужно только в случае, если в стране плохая собираемость налогов, а сейчас, на мой взгляд, с этим все нормально — бизнес в большинстве своем платит налоги исправно, даже есть на федеральном и региональном уровне некий запас, есть возможность предоставлять льготы и субсидии. Все сравнимо с пенсионной реформой, о которой мы услышали в апреле, а уже через три месяца ее принимали в первом чтении. Главная составляющая законопроекта, которая вызвала много шума, — повышение пенсионного возраста. А не проще ли было повысить отчисления в Пенсионный фонд, которые мы платим ежемесячно? Это повышение работник практически не заметит. Но при этом не нужно будет увеличивать пенсионный возраст, вызывающий столько негодования в обществе.
Ольга Иркаева, руководитель отдела франчайзинга международной сети кофеен «Даблби» (Санкт-Петербург)
— Какие главные препятствия мешают бизнесу пользоваться установленными для него региональными и федеральными льготами?
— Для нашего бизнеса нет льгот, поэтому мы стараемся продвигать его своими силами. Но для начинающего предпринимателя сейчас хорошие условия, а в 2016 году законодательство в сфере бизнеса пополнилось новыми льготами. В основном они касаются ИП новых субъектов малого бизнеса. Льготы помогают снизить налоговую нагрузку на два-три года, чтобы предприниматель направил деньги на развитие бизнеса. В регионах власти устанавливают более низкие налоговые ставки, для некоторых категорий начинающих предпринимателей действуют безвозмездные субсидии и гранты. От предпринимателя государству требуется только создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.
— Как можно улучшить администрирование льгот для бизнеса? Стоит ли менять для этого законодательство?
— Тем, кто заинтересован в получении льгот, достаточно узнать информацию в центрах поддержки предпринимательства. В этом плане я не вижу препятствий для использования льгот теми, кто подходит под все условия их получения.