Бизнесмены и экономисты ответили на вопрос «Инвест-Форсайта»: какие товары и услуги с наибольшей вероятностью подорожают в нынешнем году сильнее других?
Алексей Токарев, президент-председатель правления «РГС Банка»:
— Так как Минпромторг России предлагает в 2021 году увеличить на 25% базовую ставку утилизационного сбора на легковые машины и грузовики, ожидаем, что увеличившийся размер утильсбора сделает модели без местной прописки заметно дороже и постепенно вынудит производителей оставить на российском рынке только локализованные автомобили. При этом это не основной фактор увеличения стоимости автомобилей. Вес утилизационного сбора в стоимости автомобилей невысокий, порядка 5%. Речь идет только о импортируемых автомобилях. Надо отметить, что еще в 2018 году была снижена ввозная пошлина с 20% до 15%. Основной фактор роста цен — изменение курсов валют, который сказывается в т.ч. на комплектующих для автомобилей. В 2021 году цены на автомобили продолжат расти на фоне нестабильного курса нацвалюты и по-прежнему актуального дефицита популярных автомобилей.
Юрий Ляндау, профессор РЭУ им. Плеханова:
— Сложная экономическая ситуация, вызванная девальвацией российской валюты и пандемией коронавируса, приводит к постоянному росту цен на различные категории товаров. Банкротство многих предпринимателей и ограничительные меры также оказывают негативное влияние на цены. В ближайшее время минимум на 10% будут расти цены на бытовую технику и электронику. От 5% до 30% вырастут цены на одежду и обувь. В случае если продолжится девальвация, мы будем наблюдать существенное повышение цен, так как в данном случае идет прямая привязка к иностранной валюте. От 5% до 20% могут вырасти цены на автомобили, что в свою очередь может привести к росту цен на услуги такси и каршеринга. Конечно, спрос и конкуренция все равно играют важную роль и «двигают» цены к нижней границе. Но все равно в цену данных услуг закладывается окупаемость затрат на покупку автомобилей. Минимум на 15–20% вырастут цены на продукты. Причины этому — и падение курса рубля для импортируемых товаров, и рост затрат на производство и логистику. Да и торговые сети из-за кризиса делают высокую торговую наценку, чтобы покрыть непредвиденные расходы.
Лариса Гарамова, финансовый консультант, генеральный директор агентства «Гарамова и партнеры»:
— Причины, по которым цены растут, можно разделить на 3 категории:
- Налоговые, когда из-за повышения налогов и введения новых законов цены растут. Например, в 2021 г. ожидаем роста цен на сигареты (на 20% из-за повышения акциза), на крепкий алкоголь, вино и шампанское (на 3%, также из-за акциза), на молоко, молочную продукцию, воду и минеральную воду (из-за обязательной маркировки).
- Валютные, когда рост цен происходит из-за курса валюты. Так, ожидаемо, будут расти цены на импортную бытовую технику.
- Экономические, когда спрос рождает предложение. А ажиотажный спрос — повышение цен на товар. Например, в 2020 г. это были медицинские маски, гречка.
Наталья Костикова, маркетолог, эксперт по контрафактной продукции, директор по развитию «Авента-Инфо»:
— Параллельно увеличению цен прогнозируется рост контрафакта. При этом производителям контрафакта интересней работать с товаром не только высокого спроса, но и с положительной динамикой стоимости. Затраты на производство контрафакта в разы ниже затрат оригинального производителя, поэтому рост цен будет способствовать повышению прибыльности теневого бизнеса. Стоит отметить, что в современных российских реалиях рост цен сопровождается снижением уровня доходов населения. Потребители начинают экономить, искать наименьшую стоимость и снижают бдительность при покупке. Иными словами, спрос становится более эластичным по отношению к цене. Это также играет «на руку» недобросовестным производителям, делая их и без того сверхрентабельный бизнес еще выгодней.
Материал подготовил Константин Фрумкин