ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат

Квоты, гранты и инженерный «спецназ»: что поможет победить дефицит кадров

Почти 80% российских компаний испытывают трудности с поиском и наймом сотрудников. Чаще проблему фиксируют в высокотехнологичных отраслях: по оценкам Минцифры РФ, почти 1 млн специалистов требуется дополнительно ИТ-индустрии, столько же разработчиков и операторов беспилотников будет нужно уже к 2030 г. Однако в целом дефицит мало зависит от отрасли — в экономике не хватает специалистов разных профессий, от строителей и медсестер до педагогов и радиотехников. Усилия бизнеса проблему решают лишь точечно. Ключевая активность по подготовке востребованных специалистов, включая меры поддержки и стимулирования, сегодня принадлежит государству.

Президент РФ Владимир Путин проводит встречу с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами — участниками проекта «Передовые инженерные школы». Гавриил Григоров / POOL

«Бюджетная» ставка 

Быстрее и эффективнее готовить дефицитные кадры позволяет увеличение бюджетных мест в вузах. В том числе это происходит в рамках реализации федеральных проектов.

«Многие продукты и технологии восполняются за счет параллельного импорта, но это временная и ненадежная мера. Важнее развивать собственные компетенции. Это требует квалифицированных людских ресурсов и накопления базы знаний. Я вижу несколько форматов, которые могут эффективно решать эти задачи. Например, федеральный проект “Кадры для цифровой экономики”. По этому проекту ежегодно серьезно растет количество бюджетных мест по цифровым направлениям», — отмечает Павел Теплов, директор по инновациям «Меркатор Холдинг».

Фокус на подготовку делают вузы, более чем в 800 есть соответствующие профильные программы.

«В России мы практически удвоили контрольные показатели приема в вузы на бюджетные места по специальностям в сфере информационных технологий», — отмечал премьер-министр России Михаил Мишустин.

В 2022 году на бюджетные места по ИТ-специальностям приняли более 117 тыс. человек, к 2024-му число обучающихся составит не менее 500 тыс.

Подход применяют не только для подготовки ИТ-профессионалов. По направлению «Здравоохранение и медицинские науки» бюджетных мест на 2023–2024 учебный год стало больше на 9,7 тыс., по направлению «Образование и педагогические науки» — на 9,2 тыс. в сравнении с 2020–2021 учебным годом. Растет их количество по направлениям «Техника и технологии строительства», «Электро- и теплоэнергетика», «Техника и технологии наземного транспорта».

По целевой квоте

Увеличить количество востребованных выпускников позволяет практика целевого обучения. По квоте в вузы и колледжи можно поступить за бюджетный счет, отработав затем определенный срок в организации-заказчике. По целевым квотам можно в режиме «реального времени» понять, каких кадров действительно не хватает. Так, в 2023 году целевыми будет большинство бюджетных мест по медицинским специальностям, во многих случаях их количество доходит до 100% (например, для таких направлений, как «Детская кардиология», «Онкология», «Нейрохирургия» и т.д. ).

Увеличены квоты и по инженерному направлению, это позволит выпускать больше специалистов в сфере самолето- и вертолетостроения, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов. Доля целевых бюджетных мест по таким специальностям составит 70%. Для специальностей «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Специальные радиотехнические системы» квоты составляют 60% мест.

Владимир Песня / РИА Новости

Поддержку — регионам

С проблемой кадров чаще сталкиваются компании в регионах, где дефицит образуется из-за оттока студентов в столицу. Исправить ситуацию помогает программа «Приоритет-2030», реализуемая правительством страны. Сегодня она охватывает 129 университетов, которые должны стать лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок, а также наладить сотрудничество с бизнесом. На финансирование программы трансформации университетов в 2023 году предусмотрено более 32 млрд руб., которые распределяются на грантовой основе.

Создавать и тестировать прорывные инженерные разработки в регионах студенты смогут также благодаря развитию инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ), по всей стране их уже 10.

«Это точки роста, стремящиеся объединить научный потенциал университетов, интересы бизнеса и стратегические задачи государства. Задача ИНТЦ — при поддержке государства и на основе научных разработок создавать реальные продукты, выращивать кадровую среду, интегрировать разработки в реальный сектор экономики», — отмечает Павел Теплов.

За кадрами — в колледж

Количество специалистов среднего звена наращивают за счет сокращения сроков подготовки. Подход внедряют, к примеру, для специальности «Сестринское дело». После 11 классов школы профессию теперь можно получить за год и 10 месяцев.

«Бизнес предлагает решения проблемы дефицита кадров за счет повышения привлекательности условий работы. В госсекторе подобные решения не применяются, поэтому необходим более быстрый процесс получения квалификации. Так, в медколледжах с 2022 г. реализуется ускоренная программа подготовки. Подобный опыт надо расширять», — отмечает Татьяна Бурцева, профессор кафедры статистики и математических методов в управлении РТУ МИРЭА.

В колледжах увеличивают и количество мест для обучения. Важность данного направления подчеркнул в рамках послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин. Общее количество студентов за год уже выросло на 6,7%, составив более 3,5 млн человек. В ближайшую пятилетку колледжи и техникумы подготовят около миллиона специалистов по машиностроению, робототехнике, сельскому хозяйству, строительству, транспорту.

Перезагрузка системы среднего профессионального образования проходит в рамках федерального проекта «Профессионалитет». С 2022 года в колледжах-участниках обучается 150 тыс. студентов, в 2023 году планируется довести количество учащихся до 350 тыс.

«Мы будем активно развивать это направление, тем более что интерес к проекту среди школьников только растет», — отмечает министр просвещения России Сергей Кравцов.

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин и министр просвещения РФ Сергей Кравцов (справа налево) во время посещения колледжа «Энергия» в Реутове. Дмитрий Астахов / РИА Новости

Цифровой десант

Обучение цифровым компетенциям остается на особом счету. Так, сегодня освоить их в вузах можно даже учащимся, будущая профессия которых не связана с ИТ. Сделать это позволят проект «Цифровые кафедры» (запущен в работу в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» совместно с Минцифры). На цифровых кафедрах уже реализуется 490 программ, к 2030 году обучение пройдут более 900 тыс. человек.

Образовательные учреждения также активнее выстраивают диалог с ИТ-бизнесом. Для вузов сегодня это возможность адаптировать программы под реальные потребности рынка, и тренд заметен не только в регионах. Например, с ИТ-бизнесом в рамках подготовки бакалавров по направлению «Бизнес-информатика» сотрудничает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

«Студенты проходят весь цикл реализации ИТ-проекта, от сбора требований и оценки экономического обоснования до проектирования, разработки и защиты результата перед заказчиком. Этот помогает будущим специалистам быстрее понять специфику работы, компаниям — найти талантливых коллег», — рассказывает Максим Озеров, директор проектов по аналитике Navicon.

Инженерный фокус

Обеспечить экономику инженерными кадрами помогают проекты, направленные на глубокую трансформацию самой системы подготовки специалистов. Среди наиболее мощных — федеральный проект Минобрнауки России «Передовые инженерные школы», направленный на перестройку системы инженерного образования. Для вузов-участников предусмотрена грантовая поддержка (в 2023 году объем вырос до 10 млрд руб.), а обучение проходит при плотном взаимодействии с высокотехнологичными компаниями.

«В 15 регионах страны уже появились 30 передовых инженерных школ в университетах. По опережающей программе подготовки инженеров учатся более 2 тыс. студентов. Интерес со стороны бизнеса к проекту также крайне высок»,уточнили в пресс-службе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (отвечает за экспертно-аналитическое сопровождение проекта).

«Задача заключается в подготовке инженерной элиты, “инженерного спецназа”, который будет обслуживать потребности высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей экономики», — говорит Георгий Тихомиров, профессор, заместитель директора ИЯФИТ НИЯУ МИФИ.

Закрывать потребности в инженерных специалистах, в том числе таких областях, как материаловедение, машиностроение, биотехнологии, электроника, позволяют и короткие образовательные программы в партнерстве с предприятиями и госкорпорациями, реализуемые при участии институтов государственного развития. Например, Фонд инфраструктурных и образовательных программ помогает запускать такие программы на базе вузов для подготовки специалистов в области создания новых материалов и продуктов.

Директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группы РОСНАНО) Станислав Нисимов. Евгений Биятов / Фотохост Конгресса молодых учёных

«К 2023 году при содействии ФИОП на базе ведущих университетов и научных институтов создано более 250 программ дополнительного профессионального образования. Такие программы становятся ресурсом не только для повышения квалификации специалистов, но и для актуализации программ высшего образования», — уточняет отмечает Станислав Нисимов, директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья