ENG
Мнение, Технологии

Что принесет социальная сеть «Аура» от «Яндекса»?

Андрей Задачин — интернет-маркетолог и предприниматель

15 марта этого года «Яндекс» запустил тестовый режим своего нового сервиса «Аура», который по замыслу призван знакомить людей на основе общих интересов. И хотя бета-версия проработала всего два дня и была закрыта на доработку, «Аура» уже успела взволновать русскоязычное интернет-сообщество.

Ажиотаж вокруг новой социальной сети прежде всего был связан с ее закрытостью: в «Ауру» можно вступить только по приглашению и, став ее участником, подарить билет в этот «клуб» еще пятерым жаждущим. Интересно, что для некоторых монетизация на сервисе началась уже в бета-версии: в сети появилась масса предложений о продаже драгоценных инвайтов. По заявлению разработчиков, «Аура» — это социальный сервис, который работает по принципу нейронных сетей и машинного обучения. На деле это означает, что система проанализирует ваш профиль и сама подберет возможных друзей поблизости и интересные сообщества. Достаточно при регистрации указать свой пол, возраст, местонахождение и сферы интересов, а впоследствии умная лента будет настраиваться под ваши лайки, дизлайки и активность в комментариях. Начать общение в чате можно только после встречной инициативы с противоположной стороны.

Интересно, что принцип таргетирования заложен уже на этапе создания публикаций. Целевая аудитория выбирается либо по геолокации пользователей, либо среди потенциальных единомышленников, увлеченных общей для вас темой. Также предусмотрен фильтр по возрасту и полу.

В новостной ленте «Ауры» посты выводятся на экран по одному за раз, ровно как в приложении для знакомств Tinder. Механика лайков здесь та же: свайп вправо — понравилось, влево — не понравилось, идем дальше. В целом такая навигация уже признана более удобной, чем в «ВКонтакте» и тем более в «Фейсбуке», с функционалом которого многие не разобрались до сих пор. Из-за сходства визуальных блоков «Ауру» чаще все же сравнивают с «Инстаграмом», однако разработчики явно не комплексуют по этому поводу, так как аналогия чисто внешняя.

В новом сервисе рейтинг пользователей зависит от того, насколько темы и содержание постов интересны другим людям, а не от количества подписчиков. Если пост откликается интересам многих профилей, он должен вызвать живую дискуссию, и система автоматически вынесет его в топ. В теории это просто идеальная схема для тех, кто отлично знает свою целевую аудиторию и правильно указывает, кому показать публикацию. Если такой алгоритм действительно будет отлажен (в бета-версии пока не увидели эту задумку во всей красе), «Аура» позволит даже начинающим пользователям иметь хорошие охваты и автоматически высокую вовлеченность.

Главный парадокс «Ауры» заключается в том, что она вообще не задумывалась как новая социальная сеть — поэтому искать, чем она лучше или хуже других, не имеет особого смысла. Ее создатели настаивают, что это именно новый коммуникационный сервис, который будет помогать людям с пользой увеличивать свои контакты. Исходя из этой задачи, «Аура» проще по функционалу, но удобнее для быстрого поиска того, что интересует. Она потребует от вас четкого портретного фото для аватара и не предоставит никаких фотофильтров, зато в своей ленте вы будете читать действительно интересный лично вам контент. Не блогера, который сегодня пишет о путешествиях, завтра рекламирует детские игрушки, а послезавтра размышляет о своем муже, а разных людей, которые думают в одном направлении с вами. Разработчики осознанно изменили традиционный принцип «ленты друзей», который, по их мнению, уже перестал выполнять свою функцию: люди, которых мы когда-то добавили в друзья, со временем меняют свои интересы, и френдлента перестает отвечать нашим актуальным задачам. Поэтому в «Ауре» лента будет умной: с ежедневным мониторингом интересов своих пользователей.

Вообще, в самом названии слышится интонация старшего брата «Ауры» — сервиса «Яндекс.Дзен», который работает по аналогичному принципу и демонстрирует хорошую эффективность. В этих проектах некоторые аналитики даже уловили желание «Яндекса» показать пользователям свое «человеческое лицо», и здесь «Аура» может действительно стать законодателем нового тренда на душевность. Если не считать поднятого шума с доступом в «Ауру», наиболее спорными оказались жесткие цензурные правила, которые (по сравнению с остальным функционалом) работают пока, пожалуй, лучше всего. В сервисе введен полный запрет на ненормативную и оскорбительную лексику, включая даже такие слова, как «порно» или «мент». И если кто-то расценил такие правила как угрозу свободе слова и ущемления прав личности, то большинство новых пользователей восприняли это как несомненное преимущество «Ауры» перед другими соцсетями и даже отметили особую доверительную, «ламповую» атмосферу в лентах. Сервис также отсеивает ботов и мертвые аккаунты, поэтому запустить пустой профиль здесь невозможно. Думается, что после верификации фото, указания основных данных и геолокации, хейтеров в «Ауре» будет явно меньше, чем в «Инстаграме».

У сервиса много технических недостатков, однако разработчики уверяют, что в финальной версии они будут устранены и, возможно, мы увидим нечто совершенно новое. Основные претензии пользователей связаны с непривычной логикой некоторых функций: невозможность вернуться к посту после свайпа, отсутствие поиска по тэгам и постам, нет отдельного приложения, а главное, «Аура» принимает в свои ряды только пользователей «Яндекс.Почты». Такое условие является абсолютным новшеством для существующих соцсетей и, безусловно, наводит на определенные мысли. Многие уже посчитали очевидным, что «Аура» главным образом направлена на сбор огромного массива данных о пользователях, чтобы потом использовать их в других более масштабных проектах и рекламных кампаниях «Яндекса».

В пресс-службе компании говорят, что цель — «счастье пользователей», и «Аура» нужна, чтобы находить «близких по духу людей». О зарабатывании денег компания пока не думает, так как сервис находится в бета-тестировании. Самыми скептичными в отношении «Ауры» оказались финансовые аналитики, которые крайне невысоко оценивают возможности сервиса выделиться на столь конкурентном рынке (потребуется около $10 млн в год).

И если в «Яндексе» пока думают только о создании нового светлого мира «Ауры», многие пользователи уже рассуждают, как здесь можно будет заработать. Очевидно, что прежде всего это будет централизованная реклама через «Яндекс.Директ», а также любимый «партизанский» маркетинг по аналогии с «Инстаграмом» и «ВКонтакте», хотя в правилах сервиса предусмотрена возможность жаловаться на пользователей, рекламирующих какие-либо продукты. «Аура» имеет все шансы стать востребованной площадкой для пиара и рекламы, учитывая таргеты для публикаций и привязку профилей к интересам. В своей тестовой версии она не выглядела как серьезный конкурент «Телеграму», «Фейсбуку» или «ВКонтакте» хотя бы по причине строгих правил при регистрации и для контента. Однако не стоит забывать о потрясающем таланте «Яндекса» монетизировать самые привычные процессы и создавать удобные сервисы там, где, казалось бы, уже нельзя сказать ничего нового.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья